Линки доступности

Положение в Ираке<BR>Мнение эксперта - 2004-05-24


Что посоветовал бы известный вашингтонский аналитик Энтони Кордисман нынешней гражданской администрации в Ираке, если бы он напрямую консультировал ее?

По мнению этого эксперта, какие-то взгляды аналитического сообщества администрация уже усвоила. Например, оставлена идея переустройства Ирака и всего Ближнего Востока по образу и подобию Америки. Кроме того, администрация более не делает исключительную ставку на политэмигрантов в Управляющем совете, а пытается помочь разным этническим и религиозным группам - шиитам и суннитам, арабам и курдам - в поиске компромиссов и взаимоприемлемых решений.

«Это то, что касается политики, - продолжает Кордисман. - В смысле военного строительства я бы сказал, что иракские силовые структуры должны заменить американскую армию, а не быть ее придатком. Для этого им нужны соответствующая профподготовка и военная техника. Нам следует последовательно проводить мысль, что Ирак принадлежит иракцам, и передавать им все больше полномочий в военной области, как было, кстати, на переговорах в Фалудже с Ас-Садром. Грубо говоря, нам следует отказаться от имиджа хозяев Ирака. Та помощь, которую мы оказываем, должна идти непосредственно иракцам, минуя американских координаторов - конечно, при соблюдении строгих правил отчетности. Передача власти иракцам должна быть действительно масштабной, а не номинальной. Это понимают в госдепартаменте, но вот насчет Белого дома и Конгресса я не уверен».

Иными словами, Кордисман предлагает отказаться от идеологии фундаментальной трансформации Ближнего Востока, которая завела администрацию в тупик. Ирак в нынешнем виде не может быть для соседей примером для подражания.

В принципе, как считает аналитик, любое требование демократических реформ, исходящее из Вашингтона, арабы склонны рассматривать как вызов традициям и исламу, как попытку дестабилизации существующих режимов и подыгрывания всякого рода экстремистам, направленную на установление американского диктата в регионе.

Говоря о перспективах предстоящего арабского саммита, Энтони Кордисман заметил, что встреча мало что обещает. Арабы склонны подменять дела декларациями, пытаются переложить вину за свои неудачи на других, ждут, что откуда-нибудь издалека явится избавитель и решит все их проблемы. По словам эксперта, на сегодня арабские саммиты неизменно являли собой триумф интеллектуальной трусости.

«За исключением Иордании и Египта арабские страны коллективно ведут себя так, что мирный процесс, по большому счету, становится невозможным, - сказал далее Энтони Кордисман. - Своими мелодекламациями и военными приготовлениями они не остановили строительства еврейских поселений в Газе и на Западном берегу. Арабский мир обрекает палестинцев и израильтян на бесконечную бойню».

Особняком после событий одиннадцатого сентября стоит проблема саудовской королевской семьи. Что думает о ней Энтони Кордисман?

«Сложная проблема, - отвечает политолог. - Связи бин Ладена с королевской фамилией осложнили контакты Америки с Эр-Риядом. Но в более широком плане бин Ладен способствовал ухудшению отношения Америки к арабам в целом, а арабов - к Америке. Его цель - свержение всех светских или реформистски настроенных режимов в мусульманском мире. Он создал новые проблемы для палестинцев, Египта, Иордании; ячейки «Аль-Кайды» появились в Марокко и Ливии; обострился конфликт в Алжире».

Египетские «Мусульманские братья», как отметил в этой связи Кордисман, по-прежнему, являются главной идейной кузницей руководящих кадров «Аль-Кайды» и схожих организаций.

Возвращаясь к положению саудовской королевской семьи, вашингтонский аналитик сказал: «Невозможно замалчивать тот факт, что королевская семья вместе с другими элементами саудовского общества спонсировала радикальные направления в исламе. Организационное оформление, повторим, радикализм получил скорее в Египте, чем в Саудовской Аравии, но деньги шли из Саудовской Аравии во все регионы мира от Средней Азии до Юго-Восточной Азии. И деньги эти передавались безответственно, без серьезного учета тех последствий, к которым это приведет. К чести саудовской королевской семьи, - подчеркнул Кордисман, - следует сказать, что ни один ее представитель, в отличие, скажем, от правителей в Катаре или Объединенных Арабских Эмиратах, не был лично уличен в сознательной поддержке экстремистов». «Война в Ираке еще больше обострила противоречия между шиитами и суннитами на всем Ближнем Востоке, и в этом Саудовская Аравия, да и остальные государства региона видят одну из главных стратегических угроз, - продолжал эксперт. - В целом же, Ирак стал сегодня, наверное, основной ареной борьбы радикального ислама с Америкой. Поэтому сопредельные государства Персидского залива больше заняты проблемами безопасности, чем социально-экономическими и политическими реформами. В Кувейте, например, сильно опасаются прихода к власти в Ираке радикальных шиитов или укрепления там шиитского движения, связанного с Ираном».

XS
SM
MD
LG