Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-05-22


История любви

«Они жили счастливо и умерли в один день». Этот традиционный для сказок конец как нельзя лучше подходит для того, чтобы охарактеризовать фильм режиссера Ника Кассаветеса. Потому что картина «Записная книжка» (The Notebook) - современная сказка, с формально печальным, но в принципе жизнеутверждающим финалом.

Фильм построен на обнаженных чувствах. Это довольно редкое явление для американского фильма, так что в благодарность за искреннюю эмоциональность будем снисходительны к отдельным несовершенствам картины.

Она начинается со сцены в старческом доме, где один из насельников - престарелый джентльмен (Джеймс Гарнер) время от времени читает страницы из записной книжки пожилой даме (Джина Роулендс), страдающей потерей памяти. Позже мы узнаем, что рассказанное на страничках записной книжки - история любви Элли Хэмилтон (Рэйчел Макадамс) и Ноа Калхуна (Райан Гослинг) - непосредственно касается пожилой дамы и читающего ей текст джентльмена, который надеется пробудить у дамы воспоминания и вернуть ее хотя бы на время к ней самой и ее семье.

История любви, центральная для сюжета, начинается в прибрежном городке Сибрук в Северной Каролине в 1940 году. Здесь Элли, 17-летняя наследница большого состояния, проводит лето в семейном поместье. В местном Луна-парке она привлекает внимание Ноа, паренька, работающего на лесопилке. После типичной юношеской пикировки молодые люди страстно влюбляются друг в друга.

Естественно, это не может понравиться строгой матери девушки (Джоан Аллен), готовящей свою единственную дочь к совсем другой жизни, нежели та, которую может предложить Элли Ноа. Девушку насильно увозят в большой город, а миссис Хэмилтон перехватывает все письма от Ноа, которые тот пишет Элли каждый день в течение года.

Элли страдает, но время берет свое. Начинается война. Ноа воюет, а Элли параллельно с учебой в университете работает медсестрой в военном госпитале. Здесь она знакомится с раненым красавцем-лейтенантом Лоном (Джеймс Мардсен). Молодых людей влечет друг к другу, и после войны они готовятся вступить в брак.

Лон - идеальный жених с точки зрения семьи Элли. Он красив, богат и любит Элли. Но накануне свадьбы Элли случайно видит в местной газете фотографию Ноа, вернувшегося с фронта, и, подчиняясь импульсу, едет в Сибрук, где любовь героев разгорается с новой силой.

Эпизоды из любовно реконструированных сороковых годов перемежаются в картине с современными сценами в старческом доме. Ник Кассаветес умело избегает излишней сентиментализации, понимая, что история сама по себе слишком сентиментальна и не нуждается в педалировании с помощью назойливой музыки и других форм слезовыжимания.

Режиссер с любовью снимает свою мать - актрису Джину Роулендс, в полной мере используя ее природную красоту, не траченную временем. Роулендс играет сдержанно. Тем более убедительны важные по сюжету сцены, где ее героиня эмоционально взрывается.

Опытный актер Джеймс Гарнер уверенно берет на себя функции морального центра картины и снабжает почти сказочный сюжет необходимым заземлением.

Некоторое разочарование вызвал у меня молодой актер Райан Гослинг. Он был совершенно феноменален в роли неонациста в фильме «Фанатик» (The Believer) и достаточно таинственен в недавней картине «Соединенные Штаты Лиланда» (United States of Leland). Но в «Записной книжке» актер, похоже, чувствует себя неуютно в роли почти стандартного героя-любовника. У него для такой роли есть все внешние данные, но его внутренний мир противоречит тому, что ему нужно играть. И это видно, так же как и полное соответствие молодой актрисы Рэйчел Макадамс роли Элли.

Перед просмотром представители студии New Line, на которой поставлена картина, как бы в шутку раздавали карманные пакеты с клинексом. Когда пошли последние кадры, в зале дружно зашуршали распечатываемым целлофаном. Я свой оставил в неприкосновенности, но, признаюсь, и у меня слезы навертывались.

XS
SM
MD
LG