Линки доступности

«Между диктатурой и демократией: посткоммунистические политические реформы в России» - 2004-05-14


В конце 1980-х годов президент СССР Михаил Горбачев приступил к проведению ряда политических реформ, которые в конечном счете привели к выборам с участием многих кандидатов, возникновению независимой прессы, формированию политических партий и зарождению гражданского общества.

После распада СССР в 1991 году эти семена дали всходы. Но привел ли начатый Михаилом Горбачевым и продолженный Борисом Ельциным процесс к созданию либеральной демократии в России? Если нет, то какой политический режим установился в постсоветской России и какое влияние восхождение Владимира Путина на президентский Олимп оказало на демократический процесс в России?

Эти вопросы обсуждались на презентации вышедшей в издательстве Фонда Карнеги за международный мир книги «Между диктатурой и демократией: посткоммунистические политические реформы в России» [Between Dictatorship and Democracy: Russian Post-Communist Political Reform].

В работе над книгой проявилось уникальное сотрудничество американских и российских политологов, занимающихся исследованиями в области российской политики. Книга написана в соавторстве Майклом Макфолом, Николаем Петровым и Андреем Рябовым.

Российские соавторы книги не смогли приехать в Вашингтон. От их имени на презентации книги говорил Майкл Макфол - профессор Стэнфордского университета и старший научный сотрудник Фонда Карнеги.

Со времени распада Советского Союза прошло более десяти лет. Американские и российские политологи внимательно следили за президентскими выборами в России и за проведением реформ, крайне необходимых для того, чтобы сменить коммунистическую систему на систему, ориентирующуюся на принципы демократии и свободного рынка. Чего новым руководителям удалось достичь? Вот главный мотив, побудивший американских и российских политологов написать эту книгу.

В книге несколько глав, и все они посвящены политической системе России. Авторы книги считают, что в России установился довольно стабильный политический режим, вопрос только в том, насколько нынешняя система отвечает принципам демократии.

В книге есть главы о выборах, о политических партиях, о гражданском обществе. Самая важная глава, считает Майкл Макфол, это глава о том, как россияне оценивают демократический процесс в своей стране.

Американские и российские соавторы книги приходят к разным выводам о нынешнем режиме в России, говорит Макфол, и это свидетельствует о том, что у них не было согласия, когда они работали над своими главами. Название книги действительно соответствует нынешнему положению в России: это и не полная диктатура, но и не полная либеральная демократия.

В то же время, говорит Макфол, все соавторы книги пришли к единому мнению, что президент Путин провел несколько реформ, которые не соответствуют принципам демократии, и что ряд новых институтов намного слабее, чем четыре года назад.

Тем не менее соавторы книги не считают, что Путин попытается установить полную диктатуру и что нынешняя политическая система просуществует еще как минимум десять лет.

Другим важным решением написать эту книгу (которая вышла на английском языке), говорит Майкл Макфол, является тот факт, что в Соединенных Штатах, особенно в Вашингтоне, люди не слышат голоса российских ученых на тему политических реформ в России. Поэтому Фонд Карнеги решил познакомить читающую аудиторию не только с американской, но и с российской точкой зрения.

Майкл Макфол считает это поистине уникальным сотрудничеством американских и российских ученых в освещении политических проблем России.

Американские и российские соавторы книги на протяжении трех с лишним лет неоднократно встречались для обмена мнениями. Этот процесс, считает Майкл Макфол, является уникальным явлением и самым главным преимуществом опубликованной книги.

XS
SM
MD
LG