Линки доступности

Когда все-таки человек приручил кошку? - 2004-04-30


Может, собака и лучший друг человека, однако недавняя находка археологов на Кипре говорит также об истории нашей дружбы с кошками. Широко бытует мнение, что первыми приручать и разводить новые породы кошек стали древние египтяне около четырех тысяч лет назад. Однако ученые подозревали более древнюю связь диких кошек с людьми, хотя свидетельств тому было немного.

Новую информацию получили недавно ученые французского Национального музея истории природы в Париже. Археолог Жан-Дени Винье с коллегами обнаружили следы захоронения кошки, совершенного девять с половиной тысячелетий назад на острове Кипр. Полный кошачий скелет был найден рядом с человеческим.

Захоронение содержит следы самых различных жертвоприношений, однако на самой кошке отсутствуют признаки каких-либо увечий. По мнению Жана-Дени Винье, это, вероятно, свидетельствует о высоком, так сказать, социальном статусе кошки: «Тесные взаимоотношения между человеком и кошкой начались очень давно. Произошло это на Ближнем Востоке примерно в восьмом тысячелетии до нашей эры. До недавней поры самые древние свидетельства тому датировались вторым тысячелетием до нашей эры, то есть, шестью тысячелетиями позже».

До раскопок кипрского захоронения на сближение людей и кошек указывали изображения диких кошек, выбитые на камнях 7000-летней давности, обнаруженных в западной части Азии. Кроме того, челюстная кость древней кошки, обнаруженная на Кипре в 1980-е годы, указывала на одомашнивание этого животного. Однако, как отмечает Винье, находки на западе Азии не говорят нам ничего об отношении человека к кошке, а кипрская находка доказывает лишь факт завоза кошек на остров, но не приручения их.

Куда более убедительно о приручении, как считает французский ученый, говорит обнаружение им кошачьего скелета рядом с человеческим. Тем не менее Винье пока не берется утверждать, что люди в те времена целенаправленно занимались выведением различных пород кошек. «Морфологически домашняя кошка не отличается от дикой, - замечает он. - Общий контекст находки просто указывает на тесные отношения людей и кошек».

С этим подходом согласна американский эксперт по археологии животных Мелинда Зидер. Она считает, что находка французов на Кипре говорит об особых взаимоотношениях людей и кошек на заре цивилизации в эпоху зарождения постоянных поселений и земледелия. Ее только удивляет отсутствие подобных свидетельств на других объектах той эпохи.

«С оседлым образом жизни человека, - говорит Мелинда Зидер, - началась практика захоронения бытового мусора и заготовления съестных припасов. И то, и другое привлекало внимание животных. Считается, что именно с этого момента началось одомашнивание собак. Доподлинно известно, что именно таким образом люди, сами того не желая, привадили к себе мышей и воробьев».

По мнению Мелинды Зидер, находка французских археологов интересна не только свидетельством человечье-кошачьих уз, но и указаниями на общие причины приручения животных людьми: «Эти раскопки очень много рассказывают о развитии сельского хозяйства. Похоже, на остров был завезен целый набор животных, включая овец и коз, крупный рогатый скот, оленей, свиней, лис и, как мы теперь знаем, кошек. Видимо, это было сделано с целью оживить фауну Кипра».

Но если человек привез с собой на Кипр кошку, добавляет Мелинда Зидер, то это значит, что он приручил ее не девять с половиной тысячелетий назад, а много раньше.

XS
SM
MD
LG