Летом нынешнего года президентскому правлению белорусского лидера Александра Лукашенко исполняется 10 лет. Итоги развития страны за этот период еще будут подводиться. А сегодня на повестке дня иной вопрос. Появится ли в Беларуси второй президент? Или первый останется и вторым, и тогда, видимо, пожизненным?
История вопроса проста и замысловата одновременно. Белорусская Конституция - принятая, кстати, на заре национальной независимости, еще до вступления Лукашенко в должность - четко говорит: на посту президента один человек может находиться не более двух сроков. Но в том-то и дело, что однозначного ответа на вопрос «Какой у Александра Лукашенко нынче срок президентства?» просто не существует.
Через два года после вступления в должность Лукашенко инициировал многоцелевой референдум. По его небесспорным итогам, в Беларусь вернулась советская государственная символика, а президент продлил свой первый срок - не просто на пять лет, а еще на пять лет, с 1996 года. Соответственно, новые выборы - еще менее бесспорные - состоялись осенью 2001 года. Лукашенко одержал там, по его собственному определению, «элегантную победу». А сегодня, посередине этого «второго с половиной» президентского срока, все чаще и громче слышны разговоры о «третьей белорусской пятилетке под руководством Лукашенко».
Любопытна и показательна динамика высказываний Лукашенко относительно продления президентских полномочий. Еще год назад, в пору потепления отношений в российско-белорусском союзе, из Минска сообщали: «Если народ скажет "нет", то президент не пойдет на третий срок». При этом добавлялось, что Лукашенко устал от груза ответственности и вовсе не жаждет оставаться на вершине власти. Сегодня про усталость уже ни слова, а давешнее высказывание звучит вот так: «Если народ скажет "да", то президент пойдет на третий срок».
Официальный Минск продолжают поддерживать некоторые силы в России. Особая роль в этом сотрудничестве принадлежит экс-секретарю союзного государства Павлу Бородину. Не исключено также, что Кремль оставит белорусского президента в должности в обмен на некие экстраординарные уступки для России. Речь может идти о фактическом поглощении экономики малого государства - с перспективой такого же поглощения и на политическом уровне. Однако весной вместе со льготным газовым вентилем в Кремле захлопнулась и дверца особого доверия к белорусскому лидеру. Теперь Лукашенко может рассчитывать только на собственные силы. И нет практически никакого сомнения, что в бой за власть будут брошены все резервы.
Свежим тому примером является бурная кампания по усилению в Беларуси идеологической работы. Политинформации в государственных учреждениях, специальные курсы в ВУЗах, портреты президента в школьных классах и медицинских кабинетах - это не страшная сказка, а новые белорусские реалии.
Недавно глава государства издал Директиву № 1, в которой говорится о необходимости создания в республике безопасной рабочей и бытовой атмосферы и об усилении ответственности за головотяпство, халатность и пьянство. Ценная, в общем-то, инициатива обернулась в руках чиновничьей вертикали карикатурной кампанией. Так, пропагандистские сюжеты о соблюдении мер общественной безопасности решено включить даже в развлекательные передачи белорусских телеканалов. Авторские коллективы программ в недоумении: как совместить откровенно легкий формат их творений с воспитательно-исправительными тезисами Директивы № 1?..
Достаточно странно выглядит и самое свежее поручение Александра Лукашенко - восстановить в Минске гостиницу «Европа». Здание весьма фешенебельного по меркам начала ХХ века отеля стояло в самом центре белорусской столицы и рухнуло под первыми бомбами авиации фашистов. Теперь на месте «Европы» - жилая застройка в сталинском стиле, законченный архитектурный ансамбль и любимое место прогулок минчан. Стоит ли говорить, что поручение президента о начале масштабного строительства вызвало очень разную реакцию - вплоть до паники - у живущих по соседству горожан.
Кроме того, «Европу» планируется сделать пятизвездочным отелем, а это предусматривает наличие там подземного паркинга, бассейна и даже вертолетной площадки. Разместить такую роскошь на территории менее чем в 5000 квадратных метров вряд ли возможно. «Европа» должна быть построена за два года, но пока у отеля нет ни проекта, ни инвестора. Возводить объект «всем миром», как это делается в Беларуси с Национальной библиотекой или ледовыми дворцами, вряд ли станут. Однако особенности современной белорусской жизни как раз и отличаются своей непредсказуемостью. Точнее, события предсказуемы - в рамках того, как захочет президент…