Линки доступности

Террор и война идей<BR>Мнения экспертов - 2004-04-19


«Ирак может стать полигоном для джихадистов», - заявил в Конгрессе координатор госдепартамента по контртерроризму Кофер Блэк. Он сообщил, что сотни исламистских боевиков стекаются в Ирак не только из соседних стран Ближнего Востока, но и из таких удаленных мест как Индонезия, Кашмир и Чечня, с целью навостриться в практике городской партизанской войны.

Кофер Блэк до недавнего прошлого возглавлял в ЦРУ Центр по борьбе с терроризмом. С учетом своего богатого опыта он говорит, что в действиях повстанцев в Ираке все больше ощущается тактика городской партизанской войны, разработанная «Аль-Кайдой». При этом сама террористическая сеть, как считает Блэк, перестала выступать в качестве оперативного штаба и главного финансового источника. Гораздо эффективней действуют идеи Усамы бин Ладена. Именно они позволили превратить локальные движения в странах Северной Африки и Юго-восточной Азии в «подпольный фронт против единого врага в лице Соединенных Штатов, Израиля и их мусульманских прислужников». Члены разрозненных исламистских группировок посылают своих молодых рекрутов в Ирак для прохождения практики партизанских действий, включая захват заложников.

Аналогичные суждения высказывает и видный вашингтонский политолог, главный редактор международного издания еженедельника «Ньюсуик» Фарид Закария: «Сегодняшний терроризм не нуждается в направляющем центре, поскольку его питают три могучих фактора - открытость демократических обществ, легкий доступ к современным технологиям и глобальная идеология ненависти. Остановить террор можно, лишь подготовив ответ по каждому из указанных факторов».

Западные общества - и в значительной степени другие общества, тяготеющие к демократии - предоставляют своим жителям громадную степень свободы. Террористы пользуются ею, чтобы скрыться среди нас. Отсюда задача: найти их.

«Проблема непростая, - продолжает политолог, - поскольку ставит под вопрос привычные для нас гарантии прав личности. Во многих странах люди обходятся без документов, удостоверяющих личность, особенно с биометрическими средствами защиты. Между тем, борьба с инфильтрацией террористов превращает удостоверения личности в настоятельную необходимость».

«Никогда прежде, - отмечает Закария, - правоохранительные органы не нуждались в такой степени в разведывательных данных. А это побуждает совместить функции внешней и внутренней разведок. На повестку дня встала и необходимость в задержании - по крайней мере, для допроса - лиц, подозреваемых в связях с террористами. Но такая практика идет вразрез с постулатами о правах человека».

«Взрывчатые вещества, которые раньше хранились за семью печатями, сегодня можно заказать по телефону, а ноу-хау изготовления зарядов выставлено в интернете, - напоминает редактор «Ньюсуика». - Мы не в силах остановить распространение знаний, но можем и должны остановить распространение смертоносных материалов. Тот факт, что в Ираке до сих пор не было обнаружено оружия массового поражения, не означает, что террористы перестали искать доступ к химическим, биологическим и ядерным материалам. Пресечение контрабанды опасных веществ должно поэтому стать одним из приоритетов международного сотрудничества».

«Однако террористами движут не доступность средств, а сильные мотивы, - подчеркивает американский политолог. - Воинственный ислам заразил идеями джихада огромное число молодых мусульман по всему миру, которые считают теперь борьбу с западным влиянием главным делом своей жизни. Эта идеология ненависти приобретает растущий размах по мере того, как поддерживаемые Западом, так называемые «умеренные режимы» Ближнего Востока оказываются не в состоянии обеспечить молодежь своих стран возможностями экономической деятельности и политической свободы».

«Белый дом широко пользуется формулой «война с терроризмом», - пишет Закария. – В метафорическом плане это верно: масштабы и важность мероприятий контртерроризма значительно превосходят рамки полицейских операций. Но термин «война» затуманивает картину, наводя на мысль, что нам противостоит легко идентифицируемый противник. На самом деле этот не так. У террористов нет государства или территории. С кем должна воевать Испания после взрывов в Мадриде - с Марокко, Тунисом или Сирией, откуда прибыли заговорщики? Смогут ли такие действия предупредить следующие взрывы? Война с террором - это война идей. И я не уверен, что мы выигрываем ее», - заключает Фарид Закария.

XS
SM
MD
LG