Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 86 - 2004-04-18


Записи, звучащие в программе:

“Parker's mood“. Чарли Паркер
Чарли Паркер - альт саксофон; Бэрри Харрис - рояль; Чак Бергховер - бас; Джон Гуэрин - ударные
“You Got It”. Том Гарлинг. Из диска «Big Bop Nouveau».
Бигбэнд Мейнарда Фергюсона
“It Don't Mean a Thing If It Ain't Got That Swing”. Дюк Эллингтон
Бигбэнд Мейнарда Фергюсона
“Body and Soul”. Грин, Хэйман, Итон, Саур. Запись выcтупления на джазовом фестивале Монтро в Швейцарии 19 июля 1975 года
Оркестр Каунта Бэйси

В сегодняшней встрече. Джазового клуба будут звучать записи музыкантов, связанных с одним из самых знаменитых клубов Нью-Йорка - “Birdland”. Впрочем, можно смело сказать: не только Нью-Йорка, но и всей страны. Назван клуб в честь гениального саксофониста Чарли Паркера, которого во всем мире называли и называют «Берд», то есть «Птица». Бердлэнд в дословном перводе - «Птичья территория», птичья земля.

Сам Паркер говорил о клубе, который находился на Бродвее неподалеку от 52 улицы, что это джазовый угол мира. И кто только на этом «углу» не играл! Но начнем мы с самого Паркера. Его выступление здесь 15 декабря 1949 года стало официальной датой инаугурации «Бердлэнда».

Одиин из друзей Паркера однажды сказал о нем: «Природа создала его гением. Если бы он решил стать слесарем, он был бы гениальным слесарем. Но он выбрал музыку. К счастью для нас с вами».

Вы, должно быть, обратили внимание на то, что, говоря об адресе «Бердлэнда», я употребила прошедшее время. Что отнюдь не означает, что клуба как такового больше нет. Просто в 96 году он переехал в новое помещение на Сорок чертвертой улице. Честь боевого крещения клуба выпала Мэйнарду Фергюсону и его бигбэнду.

Его, как и всех музыкантов, выступающих здесь сейчас, поражает комфортабельность закулисных помещений. «В клубе на Бродвее закулисные помещения и гримуборная были в четыре раза меньше, чем в новом клубе. Я даже не вполне понимаю, как нам всем удавалось втискиваться в такую крохотную комнатенку», - смеется Фергюсон, отличающийся, надо сказать, весьма внушительными габаритами.

Должна сказать, что в старом клубе играли практически все великие музыканты. Назову хотя бы некоторых из них: Джон Колтрейн, Майлс Дэвис, Каннобал Адерли, Филли Джо Джонс, Каунт Бейси - его оркестр обосновался здесь в пятидесятые годы, а в пятьдесят пятом году он осуществил вместе с Джорджем Ширингом запись знаменитой «Колыбельной Бердлэнда». Увековечено имя клуба и в композиции Джо Завинула «Бердлэнд».

Наверняка все эти музыканты от души порадовались бы за своих преемников - тех, кто выступает или кому еще только предстоит выступать в новом клубе. Чего только стоит здешняя аппаратура, не говоря уже о размерах сценических подмостков и зала!

Кстати, важная роль в открытии нового помещения клуба несомнено принадлежит бывшему мэру Нью-Йорка Руди Джулиани.

«Какое счастье, что есть люди, подобные ему, понимающие, как важно сохранить наше музыакльнео наследие, знающие, как важны клубы, подобные паркеровскому», - говорит Мейнард Фергюсон.

Я безоговорочно присоединяюсь к его мнению.

XS
SM
MD
LG