Линки доступности

«Россия становится Россией»<BR>Борис Федоров - в фонде Карнеги - 2004-04-01


На этой неделе в Фонде «Карнеги за международный мир», с оценкой состояния России после президентских выборов выступил Борис Федоров - в недалеком прошлом дважды заместитель премьер-министра и дважды министр финансов России, бывший исполнительный директор Всемирного банка, в настоящее время руководитель самого крупного в Москве и им же основанного инвестиционного банка. Ко всем, только что перечисленным титулам следует добавить и то, что Борис Федоров великолепно владеет английским.

«Революцией в бюрократии» назвал бывший российский вице-премьер решение президента Путина еще до выборов произвести перестановки в правительстве. И это, как он сказал, «захватывающая» часть длительного переходного периода: «Совершенно ясно, что наступила новая фаза - от президента, который унаследовал власть от предыдущего лидера, к президенту, который был избран и который абсолютно четко дистанцировал себя от ельцинской, так называемой, «большой семьи».

Новые лица в правительстве, по словам Бориса Федорова, не имеют никаких обязательств перед кем бы то ни было, что он считает хорошим признаком. Путину, получившему вотум доверия на выборах, заодно выдали и мандат на создание нового, более либерального, чем предыдущее, правительства.

Внесли в это свою лепту и всеобщие декабрьские выборы, когда на смену, «непредсказуемой и безответственной», по его словам, Думы пришел согласный с президентом парламент. Что, по мнению Федорова, хорошим признаком считать нельзя.

Путин удивил всех, назначив на пост премьер-министра Фрадкова. Однако, как считает Федоров, если посмотреть на послужной список премьера - он бывший глава налогового управления и бывший дипломат - удивляться не стоило.

Оптимизм внушает и тот факт, что на своих местах остались несколько ключевых министров, что говорит о намерении Путина не просто продолжать курс реформ, но укреплять и расширять эти реформы. Опасных тенденций, по мнению Федорова, в экономической сфере сейчас не наблюдается, особенно в том, что касается финансовой ответственности.

Бывший министр финансов считает, однако, что новому правительству следует постепенно нивелировать огромную зависимость российской экономики от цен на нефть на мировом рынке реструктуризацией промышленности и крупными инвестициями, а также повышением производительности труда. Как все это будет осуществляться - пока неясно.

Борис Федоров не находит обоснованными высказываемые, как за рубежом, так в России, опасения, что страна погружается в управляемую КГБ демократию: «Я считаю, что нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать определенные события, потому что совершенно ясно, что человек с биографией Путина будет привлекать к работе многих из своих бывших коллег, и я не вижу в этом ничего предосудительного».

Эти люди, как подчеркнул Борис Федоров - не генералы, вершившие политику, а средний персонал и даже молодые, обучавшиеся уже в девяностые годы.

«Россия, - продолжал Федоров, - новая страна… В философском плане я иногда говорю, что те, кто называет Россию - Россией, ошибаются, потому что 60 процентов населения - люди советские, и новое поколение русских - не в этническом, а в политическом смысле - пока что в меньшинстве. Россия только становится Россией, с новым поколением россиян, которым не промывали мозги советской идеологией и призывами, как это было даже с моим поколением».

Как отметил Федоров, они не изучали Маркса и Ленина и одиозные науки советских времен. И сейчас они делают деньги и потому к политике не подключены. Но пройдет время и это изменится.

Отвечая на вопрос, появится ли в России новая, жизнеспособная оппозиционная партия, бывший заместитель премьер-министра сказал, что в следующие два года этого не произойдет, хотя это было бы, по его мнению, здоровым явлением. Может быть, в следующие четыре года.

Не согласен Борис Федоров и с теми, кто указывает на рост национализма в России: «Национализм в смысле самоопределения страны, которая становится страной, неизбежен, и президент Путин представляет собой возрождение российского самосознания… Но я лично не верю в то, что хорошо освещаемая, так называемая угроза национализма и даже фашизма - у порога России».

Небольшие ультрарадикальные группы существуют, как и в любой другой стране, но они, по словам Федорова, не имеют ни политической силы, ни тем более широкой поддержки.

Отвечая на другой спорный вопрос - об отсутствии независимых средств массовой информации в России, Борис Федоров ответил почти вопросом: «Все зависит от того, что, по-вашему, лучше - СМИ, которые контролирует правительство, или медиа в руках олигархов».

XS
SM
MD
LG