Линки доступности

Помощь «барахольщикам» - 2004-03-19


Людей, которые оказываются не в силах избавиться от домашнего хлама, называют «барахольщиками». Многие знают за собой эту слабость и даже подсмеиваются над ней. Но бывает, что процесс становится угрожающим: вещи погребают под собой человека. В таких случаях в Америке прибегают к помощи профессионалов.

Энриет Келлам возглавляет в вашингтонском пригороде Арлингтоне группу специалистов, которым приходится иметь дело с барахольщиками. Как правило, это происходит в случаях, когда объем хлама в чьем-то жилье начинает представлять угрозу для владельца или окружающих. Кто-то из родных или соседей тогда обращается к властям. В группу Келлам входят сотрудники санитарной службы, органов социальной помощи, пожарной охраны и юридической защиты.

«На этом снимке видно, что хлам поднимается на три четверти высоты комнаты, - рассказывает Келлам. - Непонятно, как хозяйка умудрялась открывать и закрывать дверь. Вы можете подумать, что речь идет о человеке с психическими отклонениями? Ничего подобного. Хозяйка этой квартиры занимает высокое положение. Хорошо образована. Просто она не в состоянии заставить себя расстаться с чем бы то ни было».

«Вмешательство посторонних действует на барахольщиков травмирующе, - продолжает Энриет Келлам. - Они категорически заявляют, что не нуждаются в помощи. Они уверены, что коробка из-под свадебного торта тридцатилетней давности представляет «эмоциональную ценность», что квитанция за купленный 20 лет назад холодильник может понадобиться, а 15 коробок с добавками к стиральному порошку совершенно необходимы».

Ошибочно считать, что барахольщики забивают дом лишь ненужным старьем. Нередко встречаются люди, которые ежедневно покупают в магазине вещи и складывают их, не распаковывая. При этом, говорит профессор психологии Рэнди Фрост, они точно знают место, где находится любое ни разу не использованное приобретение: «Входя в свою комнату, доверху заставленную коробками и пакетами, и мгновенно видят: что-то переставлено. Их охватывает острая тревога. Малейший сбой в привычном порядке они воспринимают как покушение на личное пространство».

«Особенно тяжело иметь дело с любителями кошек и собак, - отмечает глава техасского Общества защиты животных Дэйв Гарсиа. - Мы имели дело с одной женщиной, вице-президентом банка. У нее было три квартиры. В одной она жила, а в двух других держала собак. Она подбирала их на улице, это были не щенки, а уже взрослые псы. Ей было их жалко, она считала, что сможет заботиться о них, и везла их в свои пустые квартиры. Собаки прогрызали перегородки, лаяли и выли, ведь целыми днями их держали взаперти. В каком виде были квартиры, вы догадываетесь… Так продолжалось пять лет, пока нам не позвонили соседи!»

Работа с барахольщиками требует такта и умения. Сотрудники группы Келлам обладают и тем, и другим. В большинстве случаев им удается убедить человека, что его жизнь станет лучше, здоровее, а, главное, чище после избавлении от старья. Примечательно, что люди охотней расстаются с вещами и предметами, если их уговаривают пожертвовать накопленным в пользу благотворительной организации.

XS
SM
MD
LG