Девятнадцатого марта отмечается первая годовщина со дня начала операции «Иракская свобода» и конца режима Саддама Хусейна. Мир знал его послужной список. В течение более двух десятилетий он терроризировал иракский народ и угрожал соседним странам. Он применял химическое оружие против Ирана, а также против иракцев, в частности, против иракских курдов. Он напал на Иран и Кувейт. Он обстреливал баллистическими ракетами Иран, Израиль, Саудовскую Аравию и Бахрейн.
Возглавляемая Америкой коалиция начала военные действия только после того как все мирные средства были исчерпаны, заявил министр обороны США Дональд Рамсфелд: «В течение двенадцати лет, несмотря на семнадцать резолюций Совета Безопасности ООН, Америка и весь мир давали Саддаму Хусейну возможность избежать войны, просто выполняя условия перемирия в первой войне в Персидском заливе, которые состояли в том, чтобы Ирак разоружился и представил доказательства того, что он это сделал. Вместо того, чтобы разоружиться, как в свое время сделали Казахстан, Южная Африка и Украина, как делает это сейчас Ливия, Саддам избрал путь обмана и неповиновения».
Алаа Катем - иракский футболист, наказанный за то, что его команда проиграла матч, - сказал в интервью: «Мы почувствовали облегчение после падения режима. А теперь мы просто счастливы. Нас освободили от кошмаров».
Однако серьезные проблемы в Ираке остаются. Сторонники партии БААС и террористы-иностранцы делают мишенью своих нападений иракцев и военнослужащих коалиции. За прошедший год многие были убиты или ранены. Тем не менее большинство иракцев, подчеркнул Дональд Рамсфелд, говорят, что обеспечение их свободы - дело, стоящее риска: «Правящий совет Ирака подписал временную конституцию - документ, который будет служить правовой основой для деятельности правительства, пока не будет принята постоянная конституция. Этот документ гарантирует свободу вероисповедания, собраний, организации политических партий, право на демонстрации, право голоса. В документе запрещается дискриминация по признакам пола, национальности, религии; запрещены также произвольные аресты и задержания».
Год назад иракский народ не мог даже представить себе какую-либо из этих гарантированных конституцией свобод. Теперь иракцы работают над тем, чтобы сделать власть закона реальностью.
Редакционные комментарии отражают точку зрения правительства США.