Линки доступности

«Управляемая демократия» России - 2004-03-10


14 марта в России состоятся президентские выборы, но в победе президента Путина никто не сомневается - она заранее обеспечена. И это вызывает озабоченность как в самой России, так и за ее пределами: методы, которыми Путин устранил со своего пути всякую серьезную оппозицию, ставят под вопрос дальнейшее существование демократии.

«Управляемая демократия» - так представители Кремля определяют нынешнюю форму правления в России. Но политические обозреватели, как в России, так и за ее пределами, думают иначе. Все неотъемлемые компоненты демократии - свободная пресса, существование оппозиционных партий, сильная региональная власть - сейчас намного слабее, чем четыре года назад, когда Владимир Путин стал президентом.

«Все элементы сдерживания и противовесов президентской власти в правительстве и обществе России, на мой взгляд, в минувшие четыре года практически были устранены», - говорит посол Стивен Сестанович, который при президенте Клинтоне входил в число лиц, вырабатывавших политику по отношению к России

Сестанович, как и другие наблюдатели, указывает на декабрьские выборы в парламент как на яркий пример усиления авторитарного правления в России. Аналогично мнение Брюса Джорджа - представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: «На этих выборах не были соблюдены многие нормы ОБСЕ и Европейского совета, равно как и многие другие международные нормы проведения подлинно демократических выборов.

Однако президент Путин выборами доволен. Он заявил, что их результаты послужат «укреплению демократии». Таков нынешний парадокс России. За четыре года, прошедших с момента избрания Путина на пост президента, в России очень многое изменилось. Экономика страны окрепла за счет роста мировых цен на нефть. Показатели деловой активности биржи достигли самого высокого уровня. Впервые после распада Советского Союза стабилизировалась ситуация в стране. Но, по мнению профессора Стэндфордского университета Майкла Макфола, за эту стабильность приходится расплачиваться: «Не может быть никаких сомнений в том, что при Путине Россия движется в сторону авторитарного правления. Все демократические институты, которые и так были достаточно слабыми, когда он пришел к власти, стали при нем еще слабее.

В администрации президента Буша растет озабоченность консолидацией власти в руках Путина. В январе российские «Известия» опубликовали комментарии государственного секретаря Колина Пауэлла, выступившего с открытой критикой по поводу нынешнего статуса демократии в России.

Посол Стивен Сестанович видит в этом показатель того, что Запад начинает пересматривать свое отношение к российскому руководителю: «На мой взгляд, его прогрессивность будет поставлена под сомнение. Равно как и искренность его планов демократизации России. И это, разумеется, не пойдет ему на пользу».

У многих наблюдателей вызывает озабоченность и тот факт, что в стране происходит слияние политической власти со службой безопасности. Путин, который назначил на важные государственные посты сотни своих бывших коллег по КГБ, видит в этом средство борьбы с коррупцией. Но в глазах его критиков это привело также к ослаблению демократии.

Майкл Макфол убежден в том, что органы безопасности в стране сегодня становятся еще более могущественными, чем они были при советской власти: «В прежние времена они занимали подчиненное положение по отношению к партии. Сейчас КГБ, в сущности, и есть ведущая политическая партия, которая управляет Россией».

Несмотря на устойчивое мнение, что Россия сегодня куда менее демократична, чем она была четыре года назад, российских избирателей это, похоже, не беспокоит. Рейтинг Владимира Путина намного превышает семьдесят процентов, что гарантирует его переизбрание четырнадцатого марта на второй срок. Опросы показывают, что за всех его противников вместе проголосует меньше десяти процентов.

По данным Макфола, движение за сохранение демократических институтов в стране почти не находит отклика, хотя народ и считает, что их следует сохранить: «Люди сыты по горло «революционными преобразованиями». По-настоящему волнует их лишь стабильность. Путин обеспечил стабильность, в этом и причина его популярности, а не том, что он – автократ».

Но, как утверждает Стивен Сестанович, хотя, по мнению западных экспертов, перспектива демократии в России выглядит сейчас довольно мрачно, лишь немногие считают, что на ней надо поставить крест, что дело проиграно.

Сестанович убежден, что подлинная проверка на демократию произойдет не сейчас, а во время президентских выборов 2008 года. Так как Путин не сможет баллотироваться вновь, откроются двери для новой группы политиков, и это либо вынудит Кремль считаться с демократическими институтами, которые он сейчас подавляет, либо оказаться в международной изоляции.

XS
SM
MD
LG