Свержение Саддама Хусейна вслед за разгромом талибов в Афганистане - этапы осуществления жесткого и четкого плана беспощадной борьбы с врагами свободы и демократии. Никогда еще в истории Соединенных Штатов, а может быть, и вообще в истории внешняя политика не преследовала свои задачи с такой последовательностью и решимостью. Это мнение Томаса Пауэрса, обозревателя «Нью-Йорк ревью».
Пауэрс называет и того, кто разработал этот план и успешно боролся за его осуществление: Ричард Перл. Мощный интеллект, пламенный темперамент и умение в каждой политической ситуации видеть суть дела сделали Перла самым влиятельным политическим мыслителем в сегодняшней Америке.
Вашингтонская карьера Ричарда Перла началась тридцать пять лет тому назад. Закалку он получил, работая помощником покойного сенатора-демократа Генри Джексона.
Генри Джексон был, что называется, человек из народа. Сын профсоюзного активиста, он, как и его отец, во внутренней политике отстаивал интересы простого трудящегося человека - рабочего, фермера. Собственно говоря, то же он делал и во внешней политике, потому что считал, что простому американцу угрожают враги свободы во всем мире.
Не отпрыски богатых семейств, получившие образование в Гарварде и Йеле, а выходец из народа Генри Джексон был самым бескомпромиссным антикоммунистом на американской политической сцене 60-х годов. И он умел добиваться конкретных побед над диктаторскими режимами.
Так, например, в то время, когда многие в стране предавались благодушным разглагольствованиям о политике «детанта» (разрядке международной напряженности), Джексон прижал хвост Брежневу, проведя закон, который ставил в прямую зависимость поставки зерна в Советский Союз от послабления советской эмиграционной политики. Если сейчас Израиль сильнее на миллион с лишним бывших советских евреев, это заслуга Генри Джексона. Многие вообще считают, что Джексон и его команда сыграли решающую роль в распаде СССР и освобождении Восточной Европы.
Вот из какой школы вышел Ричард Перл, который едва ли не первым увидел, что отрубить дракону одну голову мало. С коммунистической угрозой покончено, но из-за горизонта поднялась уродливая башка исламского фундаментализма.
Книга, которую Перл только что написал в соавторстве с журналистом Дэвидом Фрумом «Конец зла: как победить в войне с терроризмом» [David Frum and Richard Perle An End to Evil, Random House], отнюдь не триумфального тона. Победы в Афганистане и Ираке, по мнению авторов, - лишь первые шаги на долгом пути.
Как всегда, Перл зрит в корень. В нынешней политической риторике, в том числе и в речах президента, война, которую исламские фундаменталисты объявили Америке, объясняется их ненавистью к тому, на чем стоит западный мир: демократии и плюрализму, материализму и толерантности. Перл напоминает читателям, насколько поверхностно такое объяснение. Что они там думают о нас и за что нас ненавидят - это все вторично. Первично то, что имеет место в их собственной среде. Вот как он это описывает:
Возьмите обширные пространства земной поверхности, населенные народами, которые помнят о своем великом прошлом. Обеспечьте их на уровне достаточном, чтобы иметь спутниковое телевидение и доступ к Интернету, чтобы они могли видеть, как живут люди на противоположном берегу Средиземного моря или Атлантического океана. Затем обреките их на жизнь в удушливых, нищих, грязных городах под управлением ленивых и коррумпированных чиновников. Опутайте их правилами и постановлениями до такой степени, чтобы никто не мог прожить, не платя мзду бесчестным чиновникам. Подчините их местным элитам, сказочно разбогатевшим на сомнительных махинациях с нефтяными ресурсами, которые теоретически принадлежат всем гражданам… Откажите им в возможности иметь хоть какой-нибудь форум - парламент или хотя бы городской совет, где бы они могли свободно обсуждать свои беды. Убейте, бросьте в тюрьму, подкупите или выдавите за границу любого политика, деятеля искусств, интеллектуала, способного сформулировать современную альтернативу бюрократической тирании… Обеспечьте условия, в которых сознание молодого поколения доверено формировать клерикалам, чье собственное сознание не содержит ничего, кроме средневековой схоластики, сдобренной националистическим комплексом неполноценности.
Не слабо, а? Итак, фундаментальным принципом предложенной Перлом стратегии является не война с терроризмом, а война с условиями, порождающими терроризм. Практически это означает замену всех закрытых, авторитарных режимов открытыми и демократическими.
Комментируя книгу Фрума и Перла, Томас Пауэрс с печальным скепсисом цитирует слова Джейка Барнса из «Фиесты» Хемингуэя: «Так думать очень красиво, не правда ли?» На самом деле даже огромные успехи в Афганистане и Ираке - это лишь самое начало борьбы. Хватит ли у свободного мира сил и решимости довести ее до конца? Кто знает. Одно ясно: если не хватит, то красивое будущее никого на планете не ждет.