Линки доступности

Неужели музей Набокова будет уничтожен? - 2004-02-28


Первого марта в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет решаться судьба единственного в мире музея писателя Владимира Набокова.

...Орлы мерцают вдоль опушки.
Нева, лениво шелестя,
Как Лета льется. След локтя
Оставил на граните Пушкин.

Так написал в Берлине 26 мая 1924 года безвестный русский поэт Владимир Сирин. Стихотворение называлось «Санкт-Петербург» и было впервые опубликовано в русскоязычной газете «Руль». И в момент опубликования мало кто знал, что под псевдонимом, заимствованным у птицы из русских народных сказок, скрывается один из величайших писателей ХХ века Владимир Набоков.

Его книги приходили в Советский Союз изданными на тонкой папиросной бумаге и расходились по всей стране в машинописных копиях. Впервые он был издан на родине девять лет спустя после смерти, и спустя короткое время стал одним из самых читаемых авторов.

В середине 90-х годов по инициативе тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака в родном доме писателя на Большой Морской улице начал создаваться музей. В соответствии с традициями ранней российской демократии было решено, что музей великого писателя в его родном доме, разумеется, должен быть негосударственным.

Открытие было приурочено к столетию Набокова, отмечавшемуся в апреле 1999 года. Аренда помещения была оценена в смешную по рыночным временам сумму 19,3 условных единиц за квадратный метр площади. В месяц. При общей площади 345 квадратных метров. Тем не менее за годы существования музея за набоковским домом накопился долг в 23 тысячи долларов. И на этом основании Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и подал иск в арбитражный суд.

Неужели исследователи творчества великого писателя, набоковеды, не оказывают поддержку музею, расположенному в доме, где он родился?

«Конечно, реакция поступает, - говорит директор музея Владимира Набокова Татьяна Пономарева. - Это моральная поддержка, и даже материальная. Но, конечно, это небольшие суммы, потому что, как правило, все-таки набоковеды - это люди академического мира, которые не могут себе позволить какие-то большие благотворительные пожертвования. Но небольшие пожертвования поступают на наш фонд «Friends of Nabokov Museum», который был организован недавно в Америке, еще до этих событий. Этот фонд принимает пожертвования, и мы очень благодарны всем людям, которые эти пожертвования делают».

В течение пяти лет существования музея в его стенах проводились международные конференции, показы фильмов, поставленных по произведениям писателя. Кроме того, для туристов (главным образом иностранных) в доме на Большой Морской улице проводились платные экскурсии. Но этих денег не хватило на оплату аренды в одном из самых лакомых мест Санкт-Петербурга. И это несмотря на то, что из всех русских писателей, имевших отношение к бывшей столице российской империи, за границей широко известны лишь Достоевский и Набоков.

Поэтому дом, где родился автор «Лолиты» и «Приглашения на казнь», имеет всемирное значение, говорит директор музея: «Это был единственный дом, и Набоков сам вспоминал его как «единственный дом в мире». Здесь он родился, вырос, прожил здесь до ноября 1918 года. И вообще, никакого постоянного жилья у него больше не было».

И этот единственный в мире набоковский дом может потерять свое изначальное значение. Если, конечно, не найдется мецената, способного заплатить посмертный долг великого писателя, равный стоимости одного автомобиля марки «Форд»!

Чиновники комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в разговорах с сотрудниками музея Набокова уверяют, что у них нет намерения уничтожить одну из святынь культурной столицы России. Но в случае уплаты долга ситуация не разрешится, а будет лишь отложена на неопределенное время. На что же рассчитывают в музее Набокова?

«На самом деле мы очень надеемся на то, что со временем все-таки, наверное, наш музей мог бы получить статус государственного музея и, таким образом, финансироваться из бюджета. И тогда этой проблемы просто бы не возникло, - говорит Татьяна Пономарева. - А пока, насколько я понимаю, быстро этот вопрос решить нельзя. Но мы надеемся, что со временем он будет решен и, конечно, будут какие-то другие. Но основная проблема - существование музея в этом месте. А он, конечно, не может переехать ни в какое другое место. Эта проблема тогда была бы снята».

Сейчас особенно часто вспоминается эпизод середины 90-х годов, когда, по невыясненным причинам сгорела усадьба Набоковых в Рождествено. Помнится, некоторые газеты суеверно заметили, что, мол, великий писатель «забрал любимое место отдыха с собой». Теперь это мистическое предположение вспоминается все чаще. Неужели, в России не останется ни одного уголка, который напоминал бы о великом писателе, считавшем, что его единственный дом навсегда остался в городе любимого им Пушкина?

XS
SM
MD
LG