Линки доступности

Американские военные - на смену российским в Грузии? - 2004-02-27


В среду после встречи в Белом Доме с президентом Грузии Михаилом Саакашвили президент США Джордж Буш заявил, что Америка намерена продолжать сотрудничать с Россией, и призвал российского президента Владимира Путина соблюдать Стамбульские обязательства 1999 года, по которым Москва согласилась вывести свои войска с территории Грузии.

Накануне встречи двух президентов я спросила у министра обороны Грузии Гелы Бежуашвили, сопровождавшего президента в ходе его официального визита, не получится ли так, что на смену российским военным базам в регион придут американские военные в рамках продолжения американо-грузинской программы «Georgia Train and Equip» («Оснасти и тренируй»), срок которой заканчивается в мае.

Гела Бежуашвили: Начну с того, что касается подготовки военных специалистов при помощи США. Это очень важная и успешная программа, мы считаем. Она практически завершается в этом году, но мы сейчас думаем о продолжении этой программы уже совместными усилиями. Мы говорим уже о подготовке наших специалистов, которые будут подготавливать наши же подразделения по тем стандартам, по которым проводилась грузино-американская программа «Оснасти и тренируй».

Также идет речь о продолжении помощи в реструктуризации министерства обороны и генерального штаба по западным стандартам. У нас работает группа американских специалистов вместе с нашими специалистами, и мы к концу марта переходим на новую систему. Это будет гражданское министерство обороны - демократический институт управления, гражданского контроля над вооруженными силами. И генеральный штаб, соответственно, будет сформирован по модели Объединенных штабов [США]: это западная модель, которая позволяет нам очень серьезно заявить о нашем желании вступить в НАТО уже на саммите в мае.

И.Д.: Какую акцию вы ожидаете от России?

Г.Б.: Мы пытаемся объяснить нашим российским коллегам, почему евроинтеграция для Грузии очень важна. Я собираюсь это делать сам. У нас уже есть первые контакты с российской стороной, и я собираюсь в середине марта, если будет приглашение, поехать в Россию, познакомиться с моими коллегами, объяснить им ситуацию по безопасности в регионе, объяснить им наши позиции, наше видение той ситуация, которая существует.

Мы готовы выслушать российскую сторону, быть добрыми партнерами России - при учете наших национальных интересов, естественно. Мы пытаемся понять национальные интересы России в этом регионе. Это новый подход, потому что мы считаем, что диалог - это дорога двусторонняя, она не может быть дорогой односторонней. В таком настрое новое правительство собирается работать как в отношениях с Россией, так и в отношениях с западными странами, включая США.

Применение силы - это не самый лучший способ разрешения конфликта. Моя основная задача как министра обороны - подготовить вооруженные силы так, чтобы они были готовы к исполнению любой задачи, поставленной политическим руководством. Но мое видение, как должны развиваться ситуации с решением конфликтов на территории Грузии, - это прямой диалог между сторонами, и самое главное - позитивное влияние России.

Я говорю «позитивное», потому что до сих пор позитива было мало, было влияние без позитивного итога. Я считаю, что Россия способна сегодня позитивно повлиять на решение конфликта в Абхазии путем предоставления прямого диалога между грузинами и абхазами, которые на протяжении многих веков жили друг с другом и не разучились друг с другом разговаривать и решать проблемы. Вот это роль России, историческая миссия России, и Россия может доказать всему миру, что это государство способно разрешать конфликты.

И.Д.: А какую роль для США вы видите в этой ситуации?

Г.Б.: В этой конкретной ситуации я не вижу альтернативы России в позитивном влиянии на этот конфликт, если речь идет о конфликте в Абхазии. Я бы давал преференцию России в разрешении этого конфликта, если они, конечно, способны это сделать.

XS
SM
MD
LG