Ликвидация Усамы бин Ладена не обезглавит террористического подполья исламистов: таков вывод, в которому пришли участники семинара специалистов по контртерроризму Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, организованному в январе Интерполом на острове Бали.
Выбор Бали для семинара по контртерроризму был не случаен: этот курортный индонезийский остров полтора года назад стал ареной нападения бомбистов-самоубийц. Осуществили теракты члены радикальной исламистской организации, а жертвами стали в основном австралийцы, облюбовавшие остров для отдыха.
Целью взрыва было запугать туристов и тем самым лишить индонезийские власти валютных поступлений. Непосредственным же поводом для наказания стала выдача Индонезией одного из приближенных Усамы бин Ладена.
Как полагают компетентные органы, подобного рода «асимметричные» ответы в дальнейшем будут учащаться. Поскольку атаки в США и Западной Европе становятся все более трудными для осуществления, география террора начнет захватывать все новые регионы, считают эксперты.
Примером может служить арест в Австралии Вилли Брижитта. Этот 35-летний гражданин Франции карибского происхождения, католик, был рекрутирован мусульманскими террористами в Испании. Брижитт не проходил подготовки в лагерях в Афганистане, не числился в списках разыскиваемых. Он беспрепятственно въехал в Австралию и пять месяцев жил в Сиднее. Завербовала Брижитта группировка «Лашкар-э-таиба», созданная десять лет назад пакистанскими спецслужбами для подрывной деятельности в Индийском Кашмире. А арестован он был при попытке организовать въезд в Австралию боевиков из организации филиппинских мусульман-сепаратистов… Поистине вавилонское смешение!
Этот случай, обсуждавшийся на балийском семинаре, служит примером того, что поставленная перед Интерполом задача - соединить отдельные точки для получения единой мозаики террористического подполья - становится все труднее. Многие группировки не ограничивают себя региональными целями, а занимаются террором там, где представляется возможность. Они умеют выжидать удобного случая и находить то, что профессионалы именуют «мягкими целями». «Их можно сравнить с зарытыми в землю минами замедленного действия, - говорит директор службы контртерроризма Интерпола, бывший сотрудник ФБР Гвен Маклюр. - Взрыв может прогреметь в любую минуту».
По его словам, засечь возникающие ячейки весьма трудно. Они не пользуются ни финансовой, ни организационной поддержкой «Аль-Кайды». Бин Ладен служит для них лишь источником вдохновения, а не полевым командиром. Причем наибольшее беспокойство у Маклюра вызывают еще не «прогремевшие» группы.
По оперативным данным, рекруты, проходящие подготовку в джунглях малых островов Филиппин, состоят из людей, считающих собственную гибель заведомым фактом. Они готовы к ней и не нуждаются в идеологической накачке.
Активизировались усилия по доставке волонтеров-смертников через Европу в Ирак. В декабре службы контрразведки Италии и Германии вскрыли целую сеть, помогавшую потенциальным шахидам попасть в Иран, Иорданию или Турцию, откуда они должны были проникнуть в Ирак.
Террористы постоянно меняют тактику. Год назад группировка алжирских исламистов захватила туристов, среди которых было девять немцев. Заложники были освобождены после того, как германское правительство уплатило выкуп в миллион долларов. Путь этих денег удалось проследить. Выяснилось, что они пошли на закупку взрывчатки и оружия, включая переносные зенитные комплексы.
Где и когда террористы намерены осуществить свою следующую акцию? «Мы делаем все, чтобы узнать об этом раньше широкой публики», - говорит интерполовец Гвен Маклюр.