Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 78 - 2004-02-15


Записи, звучащие в программе:

“In a sentimental mood”. Д. Эллингтон
Из диска “Quiet After the Storm”
“I’m Just Lucky So and So”. Д. Эллингтон
“Fascinating rhythm”. Джордж Гершвин, Айра Гершвин
Хотя без имени Дайан Ривз не обходится сейчас ни один список исполнительниц джаза, которые считаются «лучшими из лучших», и в этом году оно попало в список номинантов на премию «Грэмми», ее, тем не менее, довольно часто спрашивают, считает ли она сама себя джазовой исполнительницей. Как правило, отвечает на этот вопрос Дайан односложно: «Я - исполнительница многоплановая».

Ответ мог бы показаться нескромным, если бы не отражал исчерпывающе сути дела. Дайан поет ритм и блюз, танцевальную музыку, этнические африканские напевы, поп. Но никогда не расстается при этом с джазом, и я, разумеется, представляю вам сегодня именно эту музыкальную грань творчества Дайан Ривз.

Дюк Эллингтон сыграл в карьере Дайан Ривз очень важную роль. Точнее, не он сам, а его музыка. Начинала она именно как джазовая певица. На вечере в Лос-Анджелесе, посвященном творчеству Дюка, выступали известные музыканты - Рэнди Брэкер, Том Скотт, Билл Эванс и многие другие. Выступала в тот вечер и практически никому не известная Дайан. Она сделала все возможное для того, чтобы устроители вечера пригласили на концерт возглавлявшего в ту пору фирму «Блу ноут» Брюса Ландуолла.

«Когда концерт начался, - рассказывает Дайан, - я то и дело выглядывала из-за кулис, чтобы узнать, в зале ли он. Когда объявили мое имя, я, подходя к рампе, увидела, что он идет по проходу к своему месту. Как сейчас помню, каждую иузыкальную паузу я заполняла заклятием, которое звучало приблизительно так: Ты должен подписать со мной контрат, подпиши со мной контракт, ты должен подписать со мной контракт… Мне кажется, - смеется певица, - что я его просто загипнотизировала».

Контракт он подписал и, судя по всему, не пожалел об этом: диски, которые Дайан записала на “Blue Note”, вcтречают восторженный прием критики и любителей джаза.

Выступления Дайан Ривз с Рэнди Брекером, Биллом Эвансом, Томом Скоттом и Робеном Фордом можно вполне назвать историческим, и уж, во всяком случае, в ее жизни - этапным: с этого выступления началась ее карьера джазовой исполнительницы. Песня Эллингтона «Мне просто-напросто везет» в исполнении Дайан Ривс вошла в диск, посвященный творчеству великого Дюка.

Буквально несколько слов о биографии Дайан.

Родилась в Детройте, после смерти отца - ей было два года - переехала вместе с матерью в Денвер. Здесь окончила школу, и здесь, на Конференции популяризаторов джаза была «открыта» Терри Кларком, в ту пору ей исполнилось семнадцать. Выступала с Денверским симфоническим оркестром, гастролировала в качестве ведущей солистки с оркестром Сержио Мендеса.

В 83 году приняла предложение работать с Гари Белафонте, открывшеим для нее мир западно-африканских и индийских ритмов. «Это заставило по-новому взглянуть на музыкальное наследие моих черных предков», - говорит Дайан.

С этого момента и начался период многогранности, который продолжается по сей день, Впрочем, джазу Дайан тоже верна по сей день. Что собенно ярко она продемонстрировала в диске “The Calling”, поcвященном творчеству Сары Воон.

Фрагмент из него завершает сегодняшнюю встречу.

XS
SM
MD
LG