Линки доступности

«Чудо» из Голливуда - 2004-02-08


Такой сюжет: на фоне «холодной войны» между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки хоккейная команда великой державы должна выступить на Олимпийских играх, происходящих на ее территории, где ей предстоит нарушить двадцатилетнюю гегемонию в этом виде спорта команды своего идеологического и, потенциально, военного противника.

Команда страны - хозяйки Зимней Олимпиады, собрана из настоящих новичков-любителей, которые должны противостоять закаленным и суровым профессионалам ледяных битв.

Руководители Олимпийского комитета страны приглашают тренировать команду скромного тренера университетской команды из глубокой провинции. Тренер сам когда-то играл за сборную страны, но перед Олимпиадой двадцатилетней давности его не включили в команду, которая завоевала Олимпийские медали. На сей раз он берет реванш, когда его подопечные, изможденные тренировками и безжалостным (но добрым в душе!) тренером вопреки всем предсказаниям и расчетам побеждают прославленных мастеров клюшки и вселяют новый оптимизм и патриотизм в приуставшую от неурядиц страну...

Ну что ж, скажете вы, это типичный сюжет для советского «спортивного фильма». В завершение которого должна прозвучать бодрая патриотическая песня (Е)вского на слова (О)вского. И вы почти не ошибетесь.

Фильм «Чудо» (“Miracle”) снят по всем канонам киноискусства социалистического реализма. С той лишь небольшой разницей, что это американская картина, воспроизводящая реальные события зимней Олимпиады 80 года, когда американская хоккейная команда, состоявшая из студентов-любителей, обыграла в финале грозную советскую команду, состоявшую из мастеров-чемпионов, никогда и ничем не занимавшихся, кроме хоккея. Команду эту в американский город Лэйк Плэсид привез суровый советский тренер Виктор Тихонов.

Но в центре фильма не он, хотя изображающий Тихонова актер весьма на него похож, особенно выдающимися бровями. Фильм «Чудо» - о реальном человеке, американском тренере Хербе Бруксе (Курт Рассел). Он консультировал режиссера Гэвина О’Коннора, но погиб в автокатастрофе незадолго до премьеры картины.

Курт Рассел играет Брукса в сдержанной манере, точно передавая сложность внутренних мотивов героя и смешанность его чувств. Он движим и честолюбием, и чувством реванша за потерю своей олимпийской медали, и его безжалостность к игрокам смешана с почти отцовскими эмоциями по отношению к ним. Рассел точен и в показе уважения Брукса к советской команде, чей опыт он стремится передать своим подопечным.

Режиссер же, при том, что всячески старается индивидуализировать американских игроков, советскую команду показывает как некую хорошо смазанную машину коллективного действия. Не знаю, насколько это соответствует реальности (никогда не интересовался хоккеем, даже живя в СССР), но, возможно, в воображаемом советском аналоге фильма, американцев тоже бы не очень-то очеловечивали.

Как и полагается в жанре соц... пардон, голливудского реализма, тренер Брукс снабжен женой (Патриша Кларксон), которой оставлена роль резонера. Более того, когда супруга призывает его «побить этих коммунистических ублюдков», Брукс тактично указывает ей, что видит советскую команду «просто как лучших в мире хоккеистов».

Это, конечно, дань сегодняшнему дню, а в 1980 году антисоветские настроения американцев объяснялись недавним вторжением СССР в Афганистан. Да и общее настроение в стране было подавленным в связи с кризисом с американскими заложниками в Иране и нехваткой горючего. Все это в фильме иллюстрируется кинохроникой, призванной, очевидно, поднять фильм над рядовым спортивным уровнем.

Победа над Советами в финале Олимпиады была очень стимулирующей для Америки. Поэтому так важен и так долог финальный эпизод фильма, показывающий финальный матч олимпийского турнира.

Должен сказать, что хоккей в картине показан довольно старомодно. То ли таково было намерение авторов (оператор Дэниэл Столофф), чтобы придать изображению хроникальность, то ли не хватило визуальной фантазии. На фоне сегодняшних молодежных картин, где машины, мотоциклы и прочая техника и спортивные снаряды снимаются как сексуальные объекты и предметы рекламы, ракурсы и монтаж «Чуда» выглядят очень старомодными. Получилась довольно добротная, но без фантазии картина.

А еще, очень хотелось бы посмотреть дублированный на русский язык прокатный вариант фильма для России. Вот тогда-то, наверное, картину еще труднее будет отличить от ее советских родственников.

XS
SM
MD
LG