Линки доступности

Обзор печати от 6 февраля 2004 г. - 2004-02-06


Умирающая деревня. «Российские деревни находятся на грани умирания», - к такому выводу пришел московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сет Майданс после поездки в Костромскую область. Его репортаж из деревни Юсупово сопровождает снимок последнего здешнего жителя, 76-летнего Владимира Быкова. Он снят на фоне своей избы у покосившегося забора. «В прежние времена в Юсупове обитали тридцать семей, была своя красивая церковь... С годами соседи Быкова одни за другими разъехались в поисках лучшей жизни, оставив после себя заколоченные избы», - пишет Сет Майданс и продолжает:

«На протяжении веков деревня была сердцевиной российской жизни. Сегодня в результате оттока населения в стране опустели почти 50% сельских населенных пунктов. Российские города растут, но при этом общая численность населения сокращается. Массовый исход из деревень, начавшийся несколько десятилетий назад, резко усилился после распада Советского Союза. Колхозы, госпредприятия и оборонные заводы, обеспечивавшие деревенских жителей работой, либо перестали существовать, либо значительно сократили свой персонал. Соответственно, деградировали и службы коммунальных услуг. В результате сельские жители оказались на мели».

Автор репортажа в «Нью-Йорк таймс» приводит статистику последней всероссийской переписи: из 155 тысяч российских деревень в 37 тысячах число жителей не превышает пятидесяти человек. В 35 тысячах деревень осталось всего по десять жителей. А 13 тысяч деревень обезлюдели на 100%. «В некоторые из этих сел-призраков, в том числе в Юсупово, продолжают подавать электроэнергию, - сообщает Сет Майданс. - Но в соседнем Троицком, в нескольких километрах, света нет после того, как был украден и продан кабель».

«На картах Костромской области, всего в 350 километрах от Москвы, нанесены десятки деревень с пометкой «ненаселенные», - указывается корреспондент «Нью-Йорк таймс» . - Остались, как отзвучавшая песня, только их названия - Половиново, Северный, Усть-Сенная, Стеклянный завод, Игошино... Тяготы здешней жизни для не успевших уехать усугубляются почти повсеместным отсутствием магазинов, школ, больниц и почтовых отделений...»

Налоги и нефть. Несколько изданий уделяют внимание баталиям по поводу повышения налогов на доходы от экспорта российской нефти. Корреспондент «Бизнес уик» Джейсон Буш упоминает о призывах русских националистов «вернуть природные богатства народу». Под такими лозунгами выступал и добился успеха на выборах в Госдуму наскоро сколоченный национально-патриотический блок «Родина». «Особое недовольство националистов вызывает ведущий сектор российской экономики - нефтедобыча, - пишет журнал деловых кругов. – Особенно в связи с тем, что в этой отрасли несколько олигархов стали миллиардерами».

«В канун мартовских выборов президент Путин, несмотря на свой высокий рейтинг, не может игнорировать подобные призывы - указывает «Бизнес уик». - Поэтому Кремль, по всей вероятности, постарается выжать из нефтяников, вносящих в бюджет России пятую часть всех налоговых поступлений, дополнительные средства. Однако некоторых экономистов беспокоит, что чрезмерные налоги нанесут ущерб отрасли. В последнее время российские нефтефирмы ежегодно вкладывали в модернизацию производства от восьми до десяти миллиардов долларов. «В случае резкого увеличения налогов они могут эти инвестиции сократить», - цитирует журнал деловых кругов мнение бывшего министра финансов Михаила Задорнова.

Успокаивающую ноту в эту тему вносит заметка Джофри Смита в «Уолл-стрит джорнэл» под заголовком «Россия рассеивает опасения по поводу налогов на нефть». Корреспондент сообщает о выступлении министра Германа Грефа на конференции по проблемам инвестиций, организованной Американcкой торговой палатой в России. Греф заявил, что налоги на нефтяные компании будут повышены в пределах от 2 до 3 миллиардов долларов - а не десяти, как требовали националисты. «Тем не менее, спекуляции вокруг этой темы беспокоят инвесторов, - отмечает газета. - Крупнейшие международные нефтеконцерны пока воздерживаются от вложения капиталов в Россию, ожидая четких разъяснений Кремля».

«Северосталь» - наследница Генри Форда. Второго февраля российская сталелитейная компания «Северосталь» вступила во владение одним из старейших американских металлургических заводов на реке Руж в штате Мичиган. Издающаяся в штате Огайо газета «Толидо блейд» посвятила этому событию заметку Джеймса Дрю.

«В двадцатом году Форд построил этот завод для обеспечения металлом своего автомобильного производства, - пишет автор. - Завод стал одним из столпов капиталистической экономики. На его продукции выросла американская автоиндустрия, преобразившая транспортную систему США. Теперь новым хозяином завода становится приватизированная российская компания «Северосталь».

На такой поворот в судьбе детища американского автомобильного короля повлияли сложные политические и экономические обстоятельства, в их числе - глобализация, - отмечает «Толидо блейд». - Более конкретно, главную роль сыграло решение президента Буша отменить введенные им же тарифы на импорт стали и стальных изделий. «Тот факт, что нам приходится опираться на иностранных инвесторов для сохранения рабочих мест для американцев и американского образа жизни, многое говорит о нашем обществе», - цитирует Дрю председателя заводского профсоюза рабочих автопромышленности.

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG