Линки доступности

Российские перспективы - 2004-02-04


В чем источник силы российской экономики, и каковы ее структурные слабости? Чего могут ожидать российские и иностранные инвесторы в этом году? Эти вопросы обсудили в прошедшую пятницу американские специалисты, собравшиеся в одном из вашингтонских мозговых трестов - Американ Энтерпрайз Институт. На семинаре «Российская экономика: стратегические тенденции, проблемы, возможности» выступил бывший премьер-министр России, доктор экономических наук, сотрудник института Экономики переходного периода Егор Гайдар.

2003 год был для российской экономики образцовым - показатели экономического роста поднимаются шестой год подряд, снизился уровень безработицы, бедности и инфляции и наблюдался рост заработной платы. Российский рынок ценных бумаг оказался среди самых успешных в мире. Все это, однако, происходило на фоне тревожного политического контекста. Атаки Кремля на нефтяную компанию «Юкос» и арест ее главы Михаила Ходорковского вкупе с полным игнорированием международных стандартов во время декабрьских выборов в Думу, испугали многих инвесторов.

Открывая форум, старший научный сотрудник Американ Энтерпрайз Институт Леон Арон сказал, что дилемму, которую представляет сейчас российская экономика, хорошо описывают название книги Габриэля Гарсии Маркеса «Любовь во время чумы» и известная фраза Уинстона Черчилля о России времен 1917 года.

«Дилемму эту можно обнаружить даже беглым взглядом на российскую экономику, - говорит Леон Арон - с одной стороны «любовь» иностранных инвесторов, с другой - страх перед «чумой» обширного авторитарного политического плана, предпринятого недавно Кремлем».

Такая двойственность, по его словам, отражена двумя направлениями в российской экономике, а именно: рекордно высокими иностранными инвестициями и ускоренным бегством капитала. Иностранные инвесторы, судя по всему, движимы любовью, а отечественный капитал боится чумы. «Корабль потонул при входе в гавань», - сказал в свое время о России революционных лет Уинстон Черчилль, и эта фраза, по словам Леона Арона, применима к сегодняшней России. Он напомнил, что глава «Юкоса» Ходорковский был арестован 25 октября - то есть, ровно 86 лет спустя после большевистского переворота.

Директор Евразийского отдела фонда Карнеги «За международный мир» Андерс Аслунд согласен с оценкой своего коллеги: «Проблема России не в капитализме, а в капиталистах. Капитализм - в порядке, капиталисты - нет. Когда самого богатого человека в России судят за преступления, которые совершили почти все ему подобные, кто будет чувствовать себя в безопасности?».

Андерс Аслунд отметил также, что борьба между Путиным и Ходорковским - это борьба двух западников: Ходорковский хотел скорейшего перехода на западные рельсы, а Путин предпочел более умеренные темпы. «Высокие рейтинги Путина, - продолжал Аслунд, - показывают, что народ поддерживает принципы частной собственности и свободного рынка, но не олигархов».

Бывший премьер-министр России Егор Гайдар говорил, в основном, о трансформации и роли нефтяных компаний на российской политической арене: «В 97 году, предложенные так называемым реформистским правительством и введенные уже администрацией президента Путина либеральные реформы были вполне созвучны интересам нефтяной индустрии. Взять хотя бы налоговую реформу, которая стала возможна только благодаря поддержке нефтепромышленников с «Юкосом» во главе».

И постепенно нефтяное лобби, по словам Гайдара, оказалось доминирующим в Думе, заняв место «Газпрома» и распространив свою деятельность даже за пределы России, успешно действуя сейчас на западе, в частности - здесь в Вашингтоне.

«Причина конфликта между Кремлем и «Юкосом» не всеми была правильно воспринята, - говорит Егор Гайдар. - Это были не деньги, а власть. Кто есть босс… Был достигнут определенный компромисс, и экономические последствия ареста главы «Юкоса» оказались гораздо менее зловещими, чем многие предсказывали. В то же время Путин стал гораздо более популярным, а продемократические фракции в Думе, потерпели поражение на декабрьских выборах. Поддержав Ходорковского по чисто моральным принципам, они совершили политическое самоубийство».

Егор Гайдар считает, однако, что все эти события могут сказаться позднее, а именно: расползающаяся российская бюрократия может воспринять их как «добро» властей на преследование других бизнесменов.

«С 91 года, - сказал Гайдар, - российские либералы надеялись превратить Россию в нормальную страну, как экономически, так и политически. Но, основанная на чувстве предсказуемости и стабильности, надежда эта была подорвана арестом Михаила Ходорковского».

В целом, однако, все участники форума считают, что экономика Российской Федерации будет продолжать стабильно расти в течение следующих трех-пяти лет. А поскольку более долгосрочные прогнозы менее достоверны, иностранным инвесторам следует именно сейчас подумать о новых капиталовложениях в российскую экономику.

XS
SM
MD
LG