Линки доступности

Расширение Евросоюза - 2004-02-02


В ближайшие три-четыре месяца в Европейский союз вступят десять новых стран. Это событие означает исторически важный шаг в объединении Европы. Но расширение Европейского союза ставит также вопрос: как далеко оно может и должно зайти. Ответ во многом будет зависеть от того, как руководство ЕС ответит на просьбу Турции о вхождении в Союз.

Расширение ЕС в этом году увеличит его население на 75 миллионов человек. Такова общая численность населения Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, трех стран Балтии и островных государств Средиземноморья - Кипра и Мальты.

Все эти страны в последние десять лет прошли через глубокую трансформацию. Они стали странами со свободной рыночной экономикой и ввели в свои законы большинство положений, действующих в странах ЕС. Но возникает вопрос о необходимости реформировать учреждения самого Европейского союза, чтобы процесс принятия решений не стал слишком громоздким и мало эффективным.

В декабре состоялся саммит стран ЕС. Его цель состояла в том, чтобы реформировать конституцию ЕС, введя принцип распределения голосов между членами Союза пропорционально численности населения каждой страны. Однако разногласия оказались слишком глубоки, и их преодоление в обозримом будущем не предвидится.

Теперь Союзу предстоит решение сложного вопроса - о приеме Турции, которая впервые подала заявление о вступлении в сообщество сорок лет назад. Решение вопроса, вероятнее всего, вызовет столь же серьезные разногласия, как и конституционный вопрос.

В четверг и пятницу на прошлой неделе президент Европейской комиссии Романо Проди посетил Турцию. Он высоко отозвался о действиях правительства, добившегося принятия ряда законов, направленных на демократизацию политического строя и защиту прав человека. Но, как подчеркнул Проди, в ближайшие месяцы важно показать, что эти законы успешно проводятся в жизнь.

Консервативные круги стран ЕС, особенно во Франции, Германии и Италии, настороженно относятся к идее принятия в Сообщество мусульманской страны, да еще такой крупной, как Турция. Если она станет членом Союза, то окажется самой крупной - по численности населения - страной организации и, следовательно, получит при решении вопросов больше голосов, чем любая другая страна. А, будучи самой бедной и, преимущественно, сельскохозяйственной, она будет получать львиную долю денег, ассигнуемых на помощь членам Союза.

Высказываются мнения, что Турция - не европейская страна, так как большая часть ее территории находится в Азии. Но другие возражают. В их числе профессор Американского университета в Брюсселе Джером Шеридан: «Европа - это политическая концепция. Это не географическая концепция. Принятие Кипра в ЕС окончательно это доказало. Ближайшие соседи Кипра - Турция и Ливан. Так что, если Кипр может быть частью Европейского союза, то относительно Турции такой вопрос сам собой отпадает».

Европейская Комиссия дала ясно понять, что, как бы ни решился вопрос о Турции, объединение Европы не будет завершено, пока вне союза остаются балканские страны. Страны Южного и Восточного Средиземноморья исключаются как по географическим, так и по социально-политическим причинам, так как их строй не отвечает стандартам демократии и прав человека ЕС.

Что касается России, то в Брюсселе мало кто считает, что она когда-либо войдет в ЕС. Членство Украины возможно лишь в отдаленном будущем. Но такое отношение может измениться, так как Польша, став членом ЕС, хочет, чтобы двери в Союз были открыты для ее восточных соседей. Перспектива вступления в ЕС должна служить приманкой, поощряющей экономические и политические реформы в Украине.

У Беларуси и Молдовы в обозримом будущем почти нет шансов вступить в ЕС.

XS
SM
MD
LG