Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 76 - 2004-01-25


Записи, звучащие в программе:

“Blues for Rhonda”. Джин Харрис
“Black and Blue”. Энди Разаф, Томас «Фэтс» Уоллер
Рон Эште - гитара; Лютер Хьюз - бас; Пол Хамфри - ударные; Джин Харрис - рояль
“I’ve Got You Under My Skin”. Кол Портер
Запись выступления в концертном зале Олимпия
Джон Клейсон - бас; Энтони Уилсон - гитара; Джон Писано - акустическая гитара; Джефф Хамильтон - ударные; Паулино Да Коста - перкашен; Дайана Кролл - вокал и фортепьяно; симфонический оркестр Европы под управлением Алана Броадбента

Очень часто, представляя того или иного музыканта, мне приходится ссылаться - может быть, это не вполне точное слово - я прибегаю к высказываниям и оценкам маститых критиков, без которых, согласитесь, было бы не так просто ориентироваться в довольно пестром и «густонаселенном» мире джаза. К тому же, именно среди джазовых критиков снобизма куда меньше, чем, скажем, среди тех, кто выносит приговоры бродвейским или голливудским премьерам. И, разумеется, когда безоговорочно восторженные отзывы исходят от человека, снискавшего репутацию истинного ценителя, это что-нибудь да значит.

Но история, которую я обещала вам рассказать, случившаяся с пианистом Джином Харрисом много десятилетий назад в Айдахо, штате, который он считает своим вторым домом, и который (я имею в виду штат), в свою очередь, этим гордится - эта история говорит о музыканте, пожалуй, больше, чем любые похвалы критиков, пусть самых матерых и респектабельных.

Я надеюсь, что, слушая композицию, открывшую сегодняшнюю встречу, вы обратили внимание, как впечатляюще демонстрирует Харрис возможности «шагающего» (stride) фортепьяно в левой руке, и как затейливо и остроумно модернизирует блюзовое звучание правой.

Итак, обещанная история…

В конце семидесятых годов Харрис зашел в музыкальный магазин в Буазе, чтобы взять напрокат рояль для выступления в местном ночном клубе. Нацелился он на большой семифутовый инструмент марки «Болдуин». Гиб Хокстрассер, который работал в магазине и сам был известным джазистом, передал его просьбу хозяину. А тот отнюдь не склонен был отдавать инструмент, так как не надеялся, что в клубе, о котором шла речь, рояль смогут уберечь от пролитого виски и забытых на крышке непогашенных сигарет.

Позиция Харриса в этих переговорах была весьма слабой. В Буазе его никто не знал, а времена, когда он возглавлял группу «Четыре звучания», прошли, и вот уже несколько лет он не записывал новых дисков. Пока Гиб и его хозяин совещались в задней комнате, Харрис сел за рояль и заиграл…

Этого оказалось достаточно. Гиб выскочил обратно, чтобы прислушаться, и рот его раскрывался все шире. Вскоре он осознал, что перед ним никто иной, как Джин Харрис, о котором он читал в энциклопедии всего несколько дней назад. Джин получил инструмент, и это был не семи-, а десятифутовый концертный рояль.

«Когда Джин Харрис садится за инструмент и начинает играть, - я вновь цитирую знаменитого критика Джо Моргенстерна, - единственно возможный в подобной ситуации ответ - «да!».

Если судить о музыканте по принципу: скажи мне, с кем ты играешь, и я скажу, кто ты, то Дайана Кролл, можно смело причислить к музыкантам самого высокого класса.

Подружившись с Рэем Брауном, когда ей было 19, а ему шестьдесят, Дайана, уступив его настоятельным советам, перебралась из Канады в Соединенные Штаты и вскоре завоевала симпатии и уважение в широких музыкальных кругах. По его же настоянию, в 95 году она выпустила свой первый американский диск, в записи которого принял участие сам Браун, плюс Стенли Туррентин. Крисчен МакБрайд и Люис Нэш. С тех пор имя Дайаны буквально не сходит со страниц музыкальной периодики, а ее диски продаются миллионными тиражами.

В мире джаза существует несколько непреложных аксиом: Джазовые музыканты (особенно акустические) по определению, не могут рассчитывать на то, что их диски обретут золотой или платиновый статус.

Не должны они надеяться и на то, что их концерты будут проходить в огромных и при этом битком набитых залах.

И еще одно правило: джазовым дискам не суждено возглавлять чарты популярности «Биллборда», и тем более - оставлять позади такие популярные группы, как «Бакстрит бойз» или «Дикси чикс» в борьбе за «Грэмми».

Однако вот уже десять лет подряд все эти незыблемые правила победоносно опровергаются Дайаной Кролл. Недавно она вновь была названа читателями журнала «Даун бит» лучшей исполнительницей 2003 года.

XS
SM
MD
LG