Линки доступности

Религиозный национализм на Балканах - 2004-01-21


События последнего времени - провальная попытка НАТО арестовать экс-президента боснийских сербов Радована Караджича и успех на выборах в Сербии и Хорватии ультранационалистов, замешанных в этнических чистках 90-х годов, - заставляют признать, что попытки внедрения демократии в политическую жизнь бывшей Югославии пока не удаются. Причины этого недавно обсуждались на конференции в вашингтонском Центре имени Вудро Вильсона.

Практически все выступавшие признали, что решающее влияние на политическую ситуацию сегодняшних Балкан оказывает религиозный национализм. Профессор Миннесотского университета Векослав Перица привел в пример Хорватию: «Монополия католицизма, ставшего де факто государственной религией в Республике Хорватия, была установлена режимом Франьо Туджмана. Церковь имела возможность поддержать умеренные католические партии, но выбрала крайних националистов, а когда их лидер, Туджман, утвердился у власти, церковь с 1990 по 1999 годы, по сути, управляла страной вместе с правительством. И нет оснований считать, что это положение изменится в будущем».

Аналогичная ситуация в Сербии, где большинство священников с энтузиазмом поддерживало Слободана Милошевича, - продолжал Перица: «Сербская православная церковь одобрила радикальную позицию националистов. Иного трудно было ожидать, поскольку это в первую очередь - этническая церковь. Возбуждение священниками националистических страстей среди сербов, как мне представляется, в наибольшей степени ответственно за югославскую трагедию».

Мичиганский профессор Роберт Дония рассказал, до какой степени изменился облик Сараево, в прошлом многоэтнической столицы Боснии, сейчас ставшей чисто мусульманским городом. «В Боснии видны и более грозные признаки, - отметил политолог. - Широкое распространение получает ваххабизм. Последователи этого исламистского течения создают систему параллельных школ в городах и селах Боснии».

Профессор сравнительного религиоведения Хейверфордского колледжа Майкл Селлз остановился на проблеме так называемого «вечного» антагонизма: «Речь идет об идеологии, взятой на вооружение хорватскими и сербскими националистами. Она гласит, что народы разных религий никогда не смогут ужиться на Балканах, поскольку это - «вечная» проблема. Такая идеология поощряется церквями, поднимающими на щит «самобытность» своих народов вместо проповеди терпимости. Примечательно, что со временем сами церкви оказываются пленниками националистических страстей, которые они вызвали к жизни».

Ярким примером религиозного экстремизма, по словам Селлза, может служить Герцеговина, католическая провинция западной Боснии, где попытки сближения различных общин были проигнорированы папским нунцием и епископом Мостара.

«Как учит нас недавняя история, религия становится частью международных отношений и международных конфликтов, - сказал в своем выступлении профессор Колгейтского университета Тим Бернс. - Я скептически смотрю на способность - и желание - религиозных лидеров играть конструктивную роль в продвижение миролюбия. На этом пути непременно возникает препятствие в виде исторического контекста. В бывшей Югославии этнические общины играли на религиозных различиях для оправдания своих территориальных притязаний. Прочно въевшиеся представления изживаются с большим трудом».

Участники конференции в Центре имени Вильсона в Вашингтоне пришли к выводу, что преодоление национальной и этнической вражды на Балканах вряд ли состоится на религиозной основе. Свои надежды они связывают с влиянием Европейского союза и государственным строительством бывших республик Югославии на секулярной правовой основе.

XS
SM
MD
LG