Линки доступности

Новая конституция Афганистана. Мнения экспертов - 2004-01-17


Подавляющим большинством Национальный совет Афганистана Лойя джирга, в работе которой принимали участие 520 делегатов, одобрила новую конституцию страны.

Процесс согласования позиций шел нелегко, временами дебаты носили крайне острый характер. Однако в конце концов консенсус все же был найден. Так, было решено признать дари и пушту официальными языками Афганистана, однако в тех регионах, где большинство населения использует другие языки, они также были признаны официальными. Официальной религией страны является ислам. Также, в соответствии с конституцией, женщинам обеспечено представительство в новой законодательной власти Афганистана.

«Голос Америки» попросил группу видных экспертов прокомментировать процесс выработки и принятия афганской конституции.

«Естественно, права женщин были одной из тем, которая наравне с другими была камнем преткновения при обсуждении других проблем, касающихся афганских традиций, ислама, иностранного влияния, - говорит военный аналитик Дэвид Изби, автор книги «Война в далекой стране: вторжение в Афганистан и сопротивление». - Те, кто сопротивляется иностранному влиянию (а именно так ими воспринимается приверженность Запада правам человека), могли воспользоваться женским вопросом для того, чтобы заполучить поддержку националистов, возмущенных тем, что им "указывают на то, как нам обращаться с нашими женщинами, с нашими гражданами женского пола". И тот факт, что этого не произошло, что в результате женская проблема была разрешена, что им было предоставлено не меньше, а больше прав, показывает, что использовать этот вопрос для разжигания националистических настроений не удалось».

Эли Краковски - старший эксперт Американского совета по внешней политике. Он называет успех конституционной Лойя джирги просто невероятным событием: «Я считаю, что происшедшее имеет целый ряд различных аспектов. Во-первых, следует учитывать реальный индивидуализм афганцев. Все они имеют весьма устоявшиеся взгляды: иногда в шутку говорят, что на каждых двоих афганцев приходится три точки зрения. И поэтому то, что они сумели договориться, - это очень хорошо».

По мнению Эли Краковски, достойно восхищения также то, что все это происходило в стране, в которой еще даже не установился окончательный мир, что люди, представляющие различные группировки, подчас с весьма полярными взглядами, на протяжении двадцати двух дней продолжали работать над проектом: «Я считаю, что афганцы понимали, что им по сути дела представилась уникальная возможность, и они воспользовались ею. И это, на мой взгляд, хороший знак для будущего».

До недавнего времени Исхак Шахияр был послом Афганистана в Вашингтоне. По его словам, большая заслуга в успехе Лойя джирги принадлежит президенту страны Хамиду Карзаю. «Особенно трогательно и приятно, - говорит Шахияр, - что эта Лойя джирга доказала, что мы больше не являемся Северным или Южным альянсом, узбеками или пуштунами. Мы все прежде всего афганцы. Именно это нам удалось доказать, и я считаю, что тем самым был сделан огромный шаг вперед в восстановлении Афганистана и стабилизации обстановки в стране».

«В новой конституции нет ни проигравших, ни победителей. И это успех всей афганской нации». Так говорит президент Афганистана Хамид Карзай.

XS
SM
MD
LG