Линки доступности

Использование пыток в Узбекистане - 2004-01-12


Пытки заключенных в тюрьмах и следственных изоляторах Узбекистана возведены в ранг государственной политики. Именно правящая верхушка страны создала феномен пыток. Так считает лидер одной из правозащитных организаций республики.

«Масштабы применения пыток в тюрьмах и следственных изоляторах Узбекистана только увеличиваются, несмотря на рекомендации ООН прекратить бесчеловечное обращение с задержанными и заключенными в республике», - считает руководитель Общества прав человека Узбекистана Талиб Якубов.

В конце декабря прошлого года его организация распространила письмо матери одного из заключенных президенту республики Исламу Каримову. Мать осужденного Хафизулло Носирова пишет о жестоких пытках, которым подвергается в колонии ее сын, осужденный на 18 лет лишения свободы по обвинению в членстве в исламистской организации «Хизб ут-Тахрир». (Эта организация проповедует создание на территории мусульманских государств исламского халифата. Она не признает насилия и действует только мирными способами). По словам женщины, ее сыну вгоняли под ногти иголки, били резиновыми дубинками, мучили электрошоком и заставляли окунаться с головой в выгребную яму. Она просит президента наказать всех виновных в издевательствах над сыном и спрашивает главу государства, намерен ли он остановить свою «человеконенавистническую политику».

Глава Общества прав человека Узбекистана утверждает, что подобные письма отправлялись в аппарат президента не раз, но ответ на них так и не был получен.

Международные правозащитные организации уже говорили о том, что пытки в узбекских застенках принимают масштабный характер. В апреле 2002 года по результатам своего визита в Узбекистан специальный представитель комитета ООН по пыткам выпустил доклад, где назвал применение пыток в республике «систематическим». Он назвал меры по искоренению жесткого обращения с заключенными, включая публичное осуждение узбекскими властями всех форм пыток и наказание в уголовном порядке обвиненных в применении пыток полицейских и надзирателей.

В начале прошлого года власти Узбекистана создали правительственную комиссию по подготовке национального плана по борьбе с применением пыток. Однако документ, который должен был появиться еще в ноябре, так и не вышел в свет. По мнению Талиба Якубова, комиссия была образована только для того, чтобы создать у ООН и других международных организаций иллюзию, что правительство предпринимает шаги для выполнения их рекомендаций.

«Правительство Узбекистана должно доказать, что его разговоры о реформах несут в себе что-то существенное», - говорит один из руководителей влиятельной международной организации “Human Rights Watch” Рэйчел Денбер.

По мнению правозащитников, применяемые к заключенным пытки позволяют «выбивать» признания у людей, задержанных по религиозным или политическим причинам, и формируют в сознании народа страх перед властями. Представители правозащитных организаций отмечают, что в узбекских застенках находятся до шести с половиной тысяч заключенных, осужденных по политическим и религиозным мотивам.

XS
SM
MD
LG