Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-12-16


Здравствуйте, доктор Живаго!

Когда по роду журналистских занятий постоянно встречаешься со звездами Голливуда, с годами новизна и сенсационность таких встреч проходят и, как не забавно это признать, интервью становятся рутинными. «Опять икра!» - недовольно восклицал герой Павла Луспекаева в «Белом солнце пустыни». «Опять Шарон Стоун!» - иногда я шучу дома «с долей шутки».

Но жизнь все-таки полна неожиданностей и приносит прекрасные сюрпризы в виде редких встреч с легендами мирового кинематографа, с которым мы вместе идем по жизни. Мне посчастливилось в свое время беседовать с покойными ныне Грегори Пеком, Энтони Куинном, ныне здравствующими Жанной Моро, Катрин Денев, Софией Лорен, Анук Эме, Полом Ньюменом, Питером Устиновым и многими другими.

И вот еще одна встреча из области невероятных. Случилось так, что студия «Sony Pictures Classics» приобрела для проката в Америке французский фильм «Месье Ибрагим» и пригласила в Лос-Анджелес исполнителя заглавной роли Омара Шарифа. Да-да! Того самого, который доктор Живаго!

Шариф сыграл классический русский литературный образ в эпическом фильме «Доктор Живаго», поставленном режиссером Дэвидом Лином в 1965 году. К этому времени Шариф (настоящее имя Михаил Шалхуб) уже был известен зрителям во всем мире по фильму того же Лина «Лоуренс Аравийский» (1962). За эту картину Шариф получил «Золотой глобус» как лучший актер второго плана и был номинирован на «Оскар» в этой же категории.

Осмелюсь предположить, что через сорок с небольшим лет после «Лоуренса Аравийского» у Шарифа есть серьезный шанс быть снова номинированным на «Глобус» и «Оскар» за роль в фильме «Месье Ибрагим». Хотя студия и поместила Шарифа в категорию «актер второго плана», поскольку иностранного актера скорее отметят в этой категории, чем назовут его кандидатом в лучшие за главную роль, Шариф является душой картины, ее главным эмоциональным стержнем.

Действие картины происходит в начале 60-х годов. Шариф играет пожилого владельца бакалейной лавки, которого жители этого этнически смешанного района Парижа называют «араб». Позже мы узнаем, как и второй основной персонаж картины - еврейский мальчик Момо (Пьер Буланже), что месье Ибрагим на самом деле не араб, а турок-мусульманин.

Момо, хотя он и живет с отцом, по существу сирота, поскольку мать покинула семью очень давно, а отец впал в глубокую депрессию. Единственными друзьями Момо являются местные проститутки, которые, кроме предоставления ему профессиональных услуг, испытывают к одинокому юноше материнские чувства. Между Момо и Ибрагимом постепенно возникает дружба, больше похожая на отношения сына и отца, которого у Момо практически нет (позже отец бросает Момо и кончает с собой где-то в провинции).

Шариф полностью перевоплощается в пожилого простого человека, который не делит людей по религиозному или этническому признаку. Его Ибрагим формально усыновляет Момо, на собранные тяжелым трудом деньги покупает красный кабриолет, и эта необычная пара отправляется в путешествие на Восток, по ходу которого Момо познает разнообразие традиций и обычаев, учится толерантности и переживает трагедию потери близкого человека.

Мне кажется, что из всех фильмом Омара Шарифа, что я видел (а он в них играл русских, евреев, немцев, итальянцев), «Месье Ибрагим» позволил ему создать самый глубокий образ. Здесь Шариф не получает поддержки эпического фона, как в «Лоуренсе Аравийском», роскошного музыкального сопровождения, как в «Докторе Живаго», - он сам задает мелодию картины. Мелодия эта тихая, но проникающая в душу.

Мотив религиозной терпимости тоже лично не чужд Шарифу, который родился 10 апреля 1932 года и вырос в христианской семье ливанского происхождения, жившей в Египте, а позже, уже став известным египетским киноактером, принял мусульманство, чтобы жениться на звезде египетского кино Фатин Хамаме в 1955 году (они развелись в 1966 году. От этого единственного в его жизни брака у Шарифа есть сын Тарик).

Сам месье Шариф сейчас живет в центре Парижа, в отеле. Так что для него была привычной обстановка, в которой проходила наша встреча в фешенебельном отеле «Regent Beverly Wilshire». Актер пришел в салон, снятый студией для беседы, в строгом темно-синем костюме и голубой рубашке без галстука. Он выглядел почти также, как его месье Ибрагим, - копна жестких седых волос, зачесанных назад, седые усы и седая щетина, которые не могли замаскировать знаменитую щербинку между зубами, известную всему миру и придающую улыбке Омара Шарифа необыкновенный шарм.

Шариф очень дружелюбен и откровенен. Он не чужд самоиронии и совершенно лишен фанаберии, свойственной некоторым звездам. Это была встреча с милейшим и умным человеком.

Естественно, среди множества других я задал ему вопрос о его роли в «Докторе Живаго». «Это было незабываемое переживание, - сказал Омар Шариф. - Для меня было большой честью сниматься в картине, которая была основана на богатом литературном материале и базировалась на исторических событиях в России - великой и трагической стране. Надеюсь, что я сыграл свою положительную роль в реалистическом представлении русского характера. Странно, что в России до сих пор никто не сделал картины по роману Пастернака «Доктор Живаго». Смотрите, англичане вот только что сделали новую экранизацию этой книги для телевидения».

XS
SM
MD
LG