Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 70 - 2003-12-07


Записи, звучащие в программе:

“Hooche Cooche Man”. Уилли Диксон, Маккинли Морганфилд.
Фортепьно и вокал - Пайнтоп Перкинс; Расти Зинн - гитара; Ким Уилсон - гармоника; Калвин Джонс - бас; Уилли Смит - ударные; Марк Казанофф - тенор саксофон
“Murmur low” (or “Big Fat Mama”). Артур Спайрс
“I Had My Fun”. Джеймс Оден

Сегодня нам предстоит встреча с музыкантом, за плечами которого более семидесяти лет выступлений.

Я не оговорилась. Пайнтоп Перкинс, которому этим летом исполнилось девяносто лет - это живая легенда американского джаза. На карте Соединенных Штатов нет такого места, где хоть однажды не прозвучало его фортепьяно и его голос.

Этой осенью он участвовал в блюзовом фестивале в Вирджинии, а вслед за этим выступал в штатах Миссисипи и Арканзасе, и это - в девяносто лет! Но перейдем к делу.

Композиция “Hooche Cooche Man” - так на слэнге называют возлюбленного или мужчину, с которым состоят в интимных отношениях - была записана во время выступления в клубе «Антон» в 95 году.

Надо сказать, что Перкинс, отказавшись сознательно от идеи создания собственного ансамбля, всю жизнь был «sideman’ом». Он выступал и делал записи с Мадди Уоттерсом, Эрлом Хукером, Сонни Бой Уильямсом…

«Я выступал со всеми, - без ложной скромности говорит блюзовых дел мастер, отдающий предпочтение классике этого жанра. - Наверное, тут дело в возрасте… Я знаю много старых блюзов и не меньше забыл»,- смеется он.

А я в свою очередь забыла упомянуть, что блюз «Каледония» открывший сегодняшнюю встречу - это живая запись выступления Перкинса в колледже Боудоин в 96 году.

Композиция “Murmur low or Big Fat Mama” представляет собой еще один пример концертной записи - без купюр и технических уловок - выступления Пайнтопа Перкинса в Брунсуике, в штате Мэйн. Концерт целиком вошел в диск “Live Top”. И, следуя за игрой слов: Пайнтоп - лайв топ, я не могу удержаться от комментария: это и впрямь “top” - то есть высший класс.

Кстати, Пайнтоп - это прозвище Перкинса. Его настоящее имя Уильямс, а прозвище он унаследовал от Кларенса Пайнтопа Смита, хотя первым инструментом Перкинса было не фортепьяно. Он начинал свою профессиональную карьеру в качестве гитариста, игравшего на танцевальных вечеринках в совем родном штате Миссисипи.

«Это был краткий период моей сольной карьеры: моей гитары вполне хватало на то, чтобы зал начинал ходить ходуном», - с гордостью вспоминает Перкинс.

Но период этот продолжался недолго: ему пришлось сменить инструмент из-за травмы левой руки, и он выбрал рояль: «Я решил, что сумею делать на фортепьяно то же, что делают на своем инструменте трубачи. Как видно, у меня был талант, иначе мне вряд ли это удалось бы».

Удалось это Перкинсу на славу. Согласитесь: успешно продолжать карьеру в возрасте девяносто лет - это вам не жук начихал, как любил говаривать русский классик. На это нужен не просто талант, но талант незаурядный. Да еще и выпускать диски. Да еще и диски, которые удостаиваются звания лучших дисков года. Причем, в записях этих дисков принимают участие музыканты самых разных жанров, объединенные любовью к блюзам, без которых, как известно, нет джаза.

“I Had my fun” - «Мне довелось повеселиться» - так называется блюз, который завершает сегодняшнюю встречу.

Надеюсь, скучали и вы. До встречи!

XS
SM
MD
LG