Как и всякий приличный исторический роман, «Осиное гнездо» [Jimmy Carter The Hornet's Nest, Simon & Schuster] начинается с любовной истории. Дело происходит в Филадельфии в 1763 году. Молодой Итан Пратт и его возлюбленная Эпси пылают взаимной страстью. Их стремление друг к другу увенчивается успехом с неожиданной для читателя быстротой. Они женятся на восьмой странице первой главы этого почти 500-страничного романа - и тут их любовная линия кончается и начинается история.
История, надо сказать, сравнительно мало известная неспециалистам. И популярно-исторических, и художественных книг об американской революции и войне за независимость написано немало, но в основном они следуют за событиями, в которых принимали участие отцы-основатели республики. Битвы, выигранные и проигранные генералом Вашингтоном, дипломатические и политические приключения Франклина и Джефферсона и т.п.
«Осиное гнездо» повествует о полузабытых битвах, которые имели для революции не меньшее значение, - о том, что происходило в эти судьбоносные годы на юге страны, в Северной и Южной Каролине, в Джорджии.
Возле Огасты в Джорджии устраивает свой дом молодое семейство Праттов, и там разворачивается на протяжении около двух десятков лет действие романа, кульминация которого - битва при Королевской Горе в 1780 году, сражение, определившее ход войны на Юге.
«Осиное гнездо» - первый исторический роман, вышедший из-под пера автора. Свой материал он изучил досконально. Его повествование местами очень интересно, потому что оно конкретно. Он не скажет, например, «к весне новый дом был построен», но поведает о том, как именно плотничали на американском юге во второй половине XVIII века, - как производились лесоматериалы, какими инструментами работали плотники и столяры. Не менее дотошно описывает он труды и дни фермеров-южан и их чернокожих рабов.
Да что там! Если его герой надевает пару новых башмаков, то мы отчетливо видим, чем эти башмаки отличаются от тех фабричных, что носим мы. Автор пишет: «Мягкая кожа для верха растягивалась и на специальной колодке ей придавалась необходимая форма, шилом проделывались отверстия, а для сшивания употреблялась крепкая льняная нить. Стальные иглы существовали, но почти все сапожники предпочитали иглы из твердой кабаньей щетины… Носки башмаков всегда делались квадратные, и кроились башмаки так, что каждый можно было носить хоть на левой ноге, хоть на правой».
Так же внимателен он к описаниям своих персонажей, как вымышленных, так и исторических. К последним относится губернатор Джорджии Баттон Гуинетт. Губернатор представлен так: «Он был человек серьезный, и, хотя его скошенный подбородок и как бы надутые губы, казалось, говорили о слабости характера, но острый ум и знание всей подноготной политических процессов в столице штата, трезвая оценка соратников и противников делали его политическим гигантом. Он никогда не забывал ни обиды, ни услуги, и таким образом ему удалось создать вокруг себя тесный круг помощников, преданных ему до фанатизма. В личной жизни он был, пожалуй, скрытен… Основой его политического влияния была всем очевидная полнота самоотдачи».
Специалист-историк скажет, что здесь есть домысел романиста. Хотя подпись Баттона Гуинетта стоит под Декларацией Независимости, о нем известно немного. Могут также сказать, что автор скорее приписывает деятелю XVIII века черты другого губернатора штата Джорджия - Джимми Картера, который в 1977 году стал президентом Соединенных Штатов. Что ж, в этом не будет ничего удивительного, потому что наш начинающий исторический романист и есть 79-летний Джимми Картер.
Как сказано во вступительной заметке, он работал над романом семь лет. Там же Картер сетует на то, что редакторы заставили его порядком подсократить роман. История семейства Пратт и некоторых других персонажей основана на исторических разысканиях Картера о собственных предках.
О Картере говорят, что его настоящая карьера началась после того, как в 1980 году он проиграл на выборах Рональду Рейгану после четырех лет не слишком удачного президентства. В последующие годы он немало поколесил по миру, используя свои незаурядные таланты политика для урегулирования всевозможных конфликтов. Если он не мирил непримиримых врагов в Африке или Индонезии, то с молотком в руке и гвоздями в крепких зубах работал на стройке в родной Джорджии - строил бесплатные дома для малоимущих. За свою миротворческую деятельность экс-президент был удостоен Нобелевской премии. Между этими делами он написал бестселлер - книгу мемуаров, издал сборник стихов, а теперь вот и исторический роман.
Как президент США Картер - номер 39, но в этом смысле - номер один. Линкольн в молодости писал стихи. Джон Куинси Адамс, потерпев поражение на выборах, утешался, переводя оды Горация. Политические статьи и мемуары писали многие президенты. Но романов до Картера ни один президент не писал. Впрочем, что-то я не припомню и писателей, публиковавших свое первое произведение в семьдесят девять лет. Наверное, тут он тоже чемпион.