Записи, звучащие в программе:
“Watch What Happens”. Мишель Легран
“May the music never end”. Арти Батлер, Норман Мартин
Сегодня нам предстоит знакомство с новым диском Шерли Хорн “May the Music Never End”
Оговорюсь сразу же: довольно жесткие временные рамки нашей программы не позволяют мне показывать вам целиком вошедшие в диск номера, что особенно усложняет знакомство именно с дисками вокальными. Но - таковы правила игры. Так что, без промедления приступим к делу
«Не верю, что в сердце твоем холод. Посмотри, что случится, если рядом окажется кто-то, кто ободрит тебя и поддержит…». Кроме композиции Мишеля Леграна “Watch What Happens”, откуда я взяла эти слова, в диск вошла еще одна французская песня - знаменитая «Не покидай меня» Жака Брейля. Правда, в английском - и, должна сказать, отменном - переводе императив «не покидай» заменен сослагательным наклонением: «если ты покинешь меня».
Шерли Хорн начала выступать в кабаре и джазовых клубах в 54 году, дебютировала в Нью-Йорке в шестидесятом и произвела такое сильное впечатление на Майлса Дэвиса, что он взял ее под свое крыло, а много лет спустя, в 91 году участвовал в записи ее диска «Вы не забудете меня».
Но это было после того, как Шерли Хорн, записав три диска, надолго и всерьез, с 65 по 85 год исчезла с джазового горизонта, целиком посвятив себя семье.
«Если бы исполнители, чья манера отличается проникновенностью и интимностью, были в наше время в цене, - читаем мы в «Энциклопедии популярной музыки», выпущенной в 89 году, - Шерли Хорн была бы среди самых популярных».
В этой коротенькой аннотации безусловно присутствует горькое признание того факта, что в восьмидесятых многие джазовые вокалисты находились в забвении. Но с тех пор ситуация изменилась радикально: вокалисты вновь заняли достойное место в джазовой иерархии. Что до Шерли Хорн, то она выпускает один диск за другим, и они встречают одинаково горячий прием и у критиков, и у любителей джаза.
И вот вам цитата из эссе Стэнли Кроуча, предпосланного диску Шерли Хорн: «Она - одна из тех, о ком, как ни старайся, не скажешь достаточно, и, как много ни скажешь - все будет мало. Особенно это справедливо сейчас, когда искусство популярной песни так ощутимо сошло на нет, хотя бы потому что теперь популярная музыка, рассчитанная на молодежь, не требует особого мастерства, довольствуясь сентиментальностью, наивностью и не брезгуя откровенной вульгарностью. Между тем джаз, чьи истоки - в блюзе и спиричуэлс, изначально взывал к зрелым эмоциям и питался глубокими чувствами».
Вот почему так особенно привлекательно то, что делает Хорн: она обладает уникальным свойством говорить из глубины души и от всего сердца. Одно из уникальных ее качеств, отличающих исполнителей, которых принято называть “torch singer” - исполнители песен о несчастной любви, песен на разрыв - это умение превратить песню почти в словесный монолог. Она - истинный художник, она тайна, и она - подлинное чудо.
«Сейчас, когда время летит с такой быстротой,
я вижу вокруг столько дивного
и в утреннем небе,
и в плаче ребенка,
и в мудрости природы, которая знает, когда таять снегу
и превращать зиму в весну…
И я пою о том, что все еще может сбыться,
и о том, что делает время с мечтами.
О тех, кто был близок, и кого уже нет…
И о том, что спеть еще надо о многом.
И надеюсь, что музыке - вечно звучать».
Я вернусь к новому диску Шерли Хорн, созданному при печальных, чтобы не сказать трагических, обстоятельствах.