Линки доступности

Белорусский мотив - 2003-09-28


Выражаясь модным языком, Владимир Путин и Александр Лукашенко «разрулили в Сочи газовый узел». Одна из главных цифр определена: с нового года плата для Беларуси за российский природный газ поднимается на две трети - с 29 до 50 долларов за 1000 кубометров. В свою очередь, Минск тоже поднимет тариф за транзит голубого топлива через территорию республики.

На сколько - этот вопрос пока обсуждается. Если до восточноевропейского уровня, страны-союзницы останутся в ценовом паритете. Если до западноевропейского, Беларуси «грозит» прибыль, а «Газпрому» - затраты в 17 миллионов долларов. Правда, Беларусь уже должна российскому концерну примерно 130 миллионов за прошлые поставки, но эту проблему как-нибудь решат. Причем есть подозрение, что решат быстро и взаимовыгодно. К примеру, долговой пассив станет своеобразным активом в капитале совместного предприятия «Газпрома» и «Белтрансгаза». Но создание такой структуры пока тоже находится под вопросом.

Специальных масштабных социологических опросов по поводу нового решения двух президентов еще не было. Но в высказываниях населения и многочисленных публикациях СМИ на эту тему начинает прослеживаться беспокойство белорусских граждан в отношении последней инициативы властей. Чаще всего звучат следующие мнения: «Хотя повышение цен не нарушило финансовый баланс, но произошло это на уровне государства - точнее, даже двух государств. Что же касается белорусского народа - раз цена за поставку газа поднялась, придется впредь платить и удвоенную квартплату. А то, что страна теперь за транзит берет больше, населения не касается».

В пользу такого сценария свидетельствует наличие в республике «Президентского фонда» - фактически второго бюджета. В Беларуси средства от продажи газа внутри страны (и еще кое-какие деньги) поступают непосредственно в этот фонд, подконтрольный лично Александру Лукашенко. Пожалуй, президенту будет трудно отказаться от такого лакомого куска, как взвинченные цены на газ. Весьма вероятно также, что именно наличие «Президентского фонда» у Александра Лукашенко стало причиной его нежелания спешить с введением на территории Беларуси российского рубля. Если московские деньги заменят минские, личный кошелек президента останется не у дел.

В масштабе республики пока не ясно, останется ли белорусская экономика на прежнем энергетическом пайке после 1 января. В любом случае, ждать названных событий осталось недолго.

XS
SM
MD
LG