Линки доступности

Перспективы саммита. Мнения экспертов - 2003-09-26


В вашингтонском аналитическом центре «Институт американского предпринимательства» (AEI) состоялся брифинг на тему открывающегося американо-российского саммита.

Встреча американского и российского президентов пришлась на весьма критический период в американо-российских отношениях, когда Белый Дом оказывает на Москву давление с целью убедить кремлевских руководителей поддержать американскую ближневосточную инициативу - от восстановления Ирака до ликвидации иранской ядерной программы. В то же время США уделяют большое внимание нефтяным богатствам и растущей экономике России. Но, как считают специалисты, саммит рассчитан больше на внешний эффект, чем на проработку вопросов по существу.

Какую роль будет играть Россия в постсаддамовском Ираке и в войне против терроризма? Сможет ли Вашингтон убедить Москву прекратить оказывать помощь Ирану в его попытках создать атомную бомбу? Сможет ли российская нефть избавить Америку от ее зависимости от нефти из Саудовской Аравии? Каково будущее американских инвестиций в России? Эти и другие вопросы американо-российских отношений обсуждали на брифинге ведущие специалисты по американо-российским отношениям.

Сотрудник Института Брукингса Клиффорд Гэдди остановился на экономическом положении России и на американо-российских деловых отношениях.

Докладчик высказал мнение, что этот саммит нужен больше России, чем Соединенным Штатам, поскольку Россия предлагает то, в чем США крайне нуждаются, а именно нефть и газ, которых в России имеется с избытком. Он отметил, однако, что Россия не сможет заменить Саудовскую Аравию как поставщик нефти на американский рынок.

Что же касается деловых отношений в целом, то Россия, кроме нефти и газа, больше Америке ничего предложить не может. Говоря об американо-российских деловых связях, докладчик привел такой факт: «Мы, американцы, продаем меньше наших товаров России, чем Коста-Рике - центральноамериканской стране размером с наш штат Западная Вирджиния, с населением в сорок раз меньшем, чем Россия. Наши инвестиции в России составляют менее одной десятой процента всех наших прямых инвестиций за границей».

В заключение Клиффорд Гэдди отмети, что с точки зрения экономики этот саммит - «звездный час» для России, поскольку у нее скопилось столько нефти и газа, что ей негде их хранить, и ей крайне необходимо найти рынок сбыта в Соединенных Штатах.

Сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Джон Волфстол главное внимание в своем выступлении уделил вопросу нераспространения ядерного оружия. Он считает, что много внимания на саммите будет уделено российско-иранским отношениям в плане поставок Ирану ядерного топлива и технологий для строящейся буширской атомной электростанции. США утверждают, что Буширская АЭС служит ширмой для попыток Ирана создать ядерное оружие.

Докладчик отметил, что российско-иранское сотрудничество в ядерной области уже много лет мешает прогрессу в американо-российских отношениях. «Причиной того, что у нас с Россией нет сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, была и остается буширская атомная электростанция, - заявил Волфстол. - США были готовы сотрудничать с Россией не только в сфере атомной энергии, но и в других областях, таких, как высокие технологии, но Россия отказывалась делиться секретной информацией, в частности, в том, что касается буширского реактора».

Директор русской и азиатской программ Международного центра оборонной информации в Вашингтоне Николай Злобин не придерживался какой-либо одной темы. Он дал общую оценку американо-российским отношениям и отметил, что в отличие от предыдущих встреч в верхах, когда Россия выступала в роли просителя помощи, нынешний саммит впервые в истории будет «саммитом классической дипломатии» - другими словами, своего рода соревнованием, у кого лучшая дипломатическая команда, кто привез на эту встречу лучшие идеи, лидер какой страны лучше ведет переговоры. «Россия очень хорошо подготовилась к этой встрече в верхах с точки зрения пиара, - сказал Злобин. - Впервые Россия привозит в США идею «Мы хотим вам понравиться. Мы не хотим, чтобы все упиралось в то, что президенту Бушу нравится президент Путин. Это уже ясно. Мы хотим, чтобы Америка полюбила Россию».

«Путин будет пытаться разбить старые стереотипы о России, продемонстрировать, насколько Россия в лице своего президента изменилась, - сказал в заключение Николай Злобин. - Если посмотреть на повестку дня его пребывания в США, не останется сомнений, что он будет пытаться играть на популярность. В программе его визита - посещение пожарной команды в Нью-Йорке и тренировки бейсбольной команды, выступление перед студента Колумбийского университета. Он также посетит русскую православную церковь, нью-йоркскую фондовую биржу, встретится с капитанами американского бизнеса и так далее. Так что, поездка президента Путина в США не будет сведена лишь ко встрече с президентом Бушем в Кемп-Дэвиде».

XS
SM
MD
LG