Линки доступности

Борьба с терроризмом ради человечества: корни зла - 2003-09-24


На этой неделе в ООН прошла специальная однодневная конференция глав государств и правительств, посвященная борьбе с терроризмом. Казалось бы, девиз конференции - «Борьба с терроризмом ради человечества: корни зла» - не предполагал различных толкований. Однако на открытии ее генеральный секретарь ООН Кофи Аннан признал, что борьба с террором ставит гораздо более широкие проблемы.

Обращаясь к мировым лидерам и министрам иностранных дел, съехавшимся на открытие Генеральной Ассамблеи, генсек международной организации сказал: «В борьбе с терроризмом нам предстоит сражаться не только с террористами. Нам надлежит завоевать сердца и умы людей. С этой целью мы должны отдать все силы урегулированию политических споров, провозгласить свою преданность делу мира и развития, всемерно утверждать права человека».

«Ошибочно считать терроризм проблемой одних лишь богатых стран, - подчеркнул Аннан. - Эта проблема касается всех». По его словам, «мы обманываем себя, полагая, что терроризм можно одолеть военной силой. В этом случае мы будем вербовать новых террористов всякий раз ополчаясь против них».

Выступление генсека началось через несколько часов после взрыва заминированного автомобиля у штаб-квартиры ООН в Багдаде. Это второе по счету нападение шахидов на здание международных представительств в иракской столице.

Целью конференции стал анализ корней терроризма. Организаторы дискуссии - правительство Норвегии и Международная академия мира - распространили доклад о результатах недавнего совещания на эту тему в Осло. В документе перечисляются факторы, способствующие возникновению тенденций к терроризму. В их числе называются стремительная модернизация, дискриминация, культура насилия, экстремистские идеологии религиозного и секулярного толка. Примечательно, что вопреки распространенному мнению бедность населения не была признана прямым источником террора: «Между этими двумя явлениями прослеживается лишь слабая косвенная корреляция», - говорится в докладе.

Но что считать терроризмом? Ряд глав государств, прибывших в Нью-Йорк, выразил противоположные суждения об израильско-палестинском конфликте, индийско-пакистанском споре вокруг Кашмира и других националистических столкновениях.

Президент Пакистана Первез Мушарраф ратовал за скорейшее определение термина «терроризм». «По иронии судьбы, - заявил он, - мы вынуждены терпеть разрушительные последствия терроризма, не имея в то же время четкого и ясного определения понятия, что это такое. Соображения политического удобства побуждают нас закрывать глаза на реальность. Но избежать правды нельзя. Нам необходимо правовое определение терроризма как явления, принимающего множество форм, имеющего различные мотивы и порождаемого разными причинами».

Обращаясь к двум десяткам участников конференции, Мушарраф заявил, что возглавленная Соединенными Штатами война с терроризмом, в ходе которой силы коалиции оккупировали Ирак, воспринимается в мусульманском мире как акция, призванная «пригвоздить к позорному столбу ислам как религию».

Члены администрации президента Буша решили не участвовать в конференции, резонно полагая, что она станет поводом для обвинений и критики американской политики в Ираке и на Ближнем Востоке. Белый Дом попросил представить американскую точку зрения главу сенатского комитета по международным отношениям Ричарда Лугара. Главной задачей государств мира на ближайшее десятилетие, сказал сенатор, должно стать недопущение экстремистов к ядерному, биологическому и химическому оружию.

Касаясь стратегии войны с терроризмом, Лугар отметил: «Соединенным Штатам следует придать экономическим и дипломатическим усилиям такие же приоритеты, какими администрация наделила военные акции».

XS
SM
MD
LG