Линки доступности

«Табак» Иэйна Гейтли - 2003-09-16


Минздрав правильно предупреждает: курение очень вредно для здоровья. Только, чтобы додуматься до этой простой истины, человечеству понадобилось несколько тысяч лет.

Табак (nicotiana tabacum) начали культивировать в Андах где-то между пятым и третьим тысячелетием до нашей эры (нравится мне эта археологическая точность!). Использовали его поначалу, главным образом, как средство общения с богами. На это, видимо, и намекал впавший в безумие русский поэт Константин Батюшков в своих, казалось бы, бессмысленных строках:

«Да, Аристотель прав, табак есть божество,
Ему готовится повсюду торжество!»

Помимо литургического применения, курением табака объявляли войну и заключали мир. Даже самые примитивные племена, жившие охотой и собиранием даров природы, прекращали охотиться и собирать, чтобы выращивать табачок. Ничего другого выращивать они еще не умели. Трубочку курили, чтобы расслабиться, и наоборот, чтобы быть настороже. Чтобы не чувствовать голода. Или жажды. Хорошо помогал табак от сифилиса, чумы, рака и запаха изо рта.

Впрочем, табак не только курили. Его нюхали, жевали (у нас, в Нью-Гемпшире, и сейчас некоторые жуют), лизали. Иные предпочитали табачные клизмы. Был еще такой обычай - окуривать табачным дымом невесту. Оказывается, это повышает плодовитость. Я бывал на свадьбах, где молодых было трудно разглядеть из-за табачного дыма, но не знал - зачем.

Табак в настоящее время, несмотря на предупреждения минздравов всех стран, потребляют один миллиард двести миллионов человек. В основном, путем курения. При помощи клизмы - ничтожное меньшинство.

Все это и многое другое, относящееся к вредной травке, можно узнать из книги Иэйна Гейтли «Табак: история того, как табак весь мир соблазнил». Помимо коллекции курьезных сведений, Гейтли предлагает в своей книге и смелые исторические гипотезы: например, что табак был основой трансатлантической работорговли и стимулом американской революции.

Книга Гейтли присоединяется к растущему жанру популярно-исторических книг, в которых главной движущей силой истории предстает не божественная воля, классовая борьба или какие-нибудь там пассионарные личности, а продукты потребления. Причем, главным образом, такие продукты которые никакой минздрав не одобрит. О некоторых таких книгах я рассказывал. Есть книга о кофе, есть о соли, есть о соленой треске и есть о можжевеловой водке, джине. О ней мы говорили недавно.

В основном Гейтли пишет о ранней истории табака. Гостеприимные аборигены Багамских островов приветствовали Христофор Колумба подношением каких-то сушеных листьев. Колумб эти листья брезгливо понюхал и выбросил за борт «Санта-Марии». А ведь островитяне в благодарность за то, что Колумб их открыл, поднесли ему лучшее, что у них было - табак. Однако последователи Колумба разобрались, в чем тут дело, быстро переняли у коренных американцев вредную привычку и вскоре разнесли ее по миру - в Европу, в Азию, в Африку.

Вскоре табак стал основой выгодных бартерных сделок. Голландские купцы выменивали в Африке рабов на табак. Рабов они продавали американским колонистам в Вирджинии, где африканцев заставляли работать на табачных же плантациях. Первая такая сделка состоялась в 1619 году. А полтора века спустя, колонисты восстали против британской короны, потому что налоги и пошлины на табачных плантаторов стали невыносимы. Последовавшая революционная война, по выкладкам Гейтли, в значительной степени финансировалась за счет доходов от табака.

Вообще-то о вреде курения люди стали догадываться уже давно, но доходность продукта для производителя и, в виде налога, для государства побивала все аргументы врачей.

«Надо запретить табак, табак есть зло, а курение грех», - говорили Луи-Наполеону. «Запрещу моментально, - ответил император, - как только вы назовете мне добродетель, которая приносит столько же денег в казну».

Но всерьез массовую опасность для здоровья человечества табак начал представлять лишь благодаря технологическому прогрессу. Пока инструментом курения была трубка или сигара-самокрутка, курили относительно мало. В восьмидесятые годы XIX века вирджинский табаковод Джеймс Дюк впервые наладил массовое производство сигарет - самого дешевого, легко доступного и легко распространяемого табачного продукта. У сигарет была еще одна особенность - в отличие от сигарного дыма, которым как бы полощут рот, сигарета доставляет горячий никотиновый дым прямо в легкие. Последствия для здоровья курильщиков печально известны.

Гейтли сам курит и непрочь при случае напомнить читателю, что курильщиками были Байрон и Бодлер, Оскар Уайлд и Уинстон Черчилль. Курил Карл Маркс. Фрейд не расставался с сигарой. Эйнштейн посасывал трубочку. Я лично бросил курить более тридцати лет тому назад и поэтому на всех вышепоименованных поглядываю свысока.

XS
SM
MD
LG