Линки доступности

«Мы все убили Альенде». Воспоминания бывшего чилийского комсомольца


В 1973 году Роберто Ампуэро было 20 лет, и он был членом Коммунистического союза студентов Чили. После переворота Роберто прожил 5 лет на Кубе. Этот опыт отрезвил его и заставил поменять идейный настрой. Сейчас Ампуэро пишет докторскую диссетрацию по латиноамериканской литературе в университете штата Айова. Свое эссе «Мы все убили Альенде» он написал, чтобы восстановить истинную картину происшедшего тридцать лет назад.

«События 11 сентября 1973 года полны трагической символики, - пишет Ампуэро. - Сальвадор Альенде застрелился из советского автомата, подаренного ему Фиделем Кастро. Это сочетание оказалось роковым для чилийского президента».

Альенде, кандидат левоцентристского блока, получивший на выборах 36% голосов, смог занять пост главы государства лишь благодаря особенностям парламентского строя того времени, - напоминает автор. - С первых дней Фидель Кастро стал оказывать на Альенде мощное давление. Кубинский диктатор создал и финансировал «Движение революционных левых сил» - агрессивную группировку, развернувшую в городах Чили партизанскую войну. Боевики движения взрывали штаб-квартиры правых и католических организаций, грабили банки и убивали неугодных».

На Кубе Кастро открыл лагеря подготовки «боевого крыла» соцпартии, лидером которой был Альенде. По иронии судьбы промосковская компарти Чили, следуя указаниям Кремля, держалась в стороне от этой деятельности.

«Наконец, - продолжает Ампуэро, - последовал визит Кастро в Чили. Это случилось в самое напряженное для Альенде время, когда президент пытался успокоить разгоравшиеся в стране политические страсти. Три недели кубинский лидер триумфально разъезжал по стране, игнорируя призывы чилийских министров отправиться домой. Кастро на все лады расхваливал радикальные шаги своего режима, нападал на парламентскую демократию и агитировал за марксистскую революцию. Его чилийские последователи громко обсуждали проекты полной экспроприации капиталистической собственности, учреждения так называемого «народного правосудия» и формирования «демократической армии».

«У правых оппонентов нового правительства, чилийских военных и американской администрации такое лавинообразное нарастание событий вызывало острую тревогу, - говорится в книге. - Перспектива превращения Чили во вторую Кубу на глазах становилась реальностью. 11 сентября 1973 года Пиночет нанес смертельный удар республиканскому строю, к тому времени уже полностью подорванному левыми».

«Образ предателя-Пиночета, который за три дня до переворота чествовал Альенде в армейском клубе Сантъяго и клялся ему в верности, хорошо вписывается в устоявшиеся представления о том периоде, - пишет автор. - Я не хочу сказать, что обвинения в адрес военной диктатуры и поддержавшей ее американской администрации несправедливы. Просто такой подход затемняет болезненную правду о том, что чилийские левые повинны в гибели Альенде не меньше, чем правые».

«Отказ даже тридцать лет спустя признать этот факт не только затрудняет понимание истории Чили, но и мешает демократическим преобразования в Латинской Америке, - подчеркивает автор. - В роковой час Альенде остался во дворце «Ла-Монеда» один. Его левые союзники не примчались защищать президента. Лидеры революционных организаций кинулись спасаться бегством. Сейчас их можно видеть среди лоббистов фирм, которые они в свое время призывали экспроприировать. Трагедия страны стала для них неплохим источником дохода».

«...Да, мы все убили Альенде. Утешением может быть лишь то, что его гибель послужит уроком Чили и остальному миру».

XS
SM
MD
LG