Линки доступности

Воздушные приставы - 2003-09-06


Министр внутренней безопасности США Том Ридж объявил о нововведениях в своем ведомстве. Цель реорганизации - парировать угрозу террористических нападений на аэропорты и авиалайнеры. Выступая на пресс-конференции в Вашингтоне, Том Ридж сообщил о консолидации контроля на границах США: отныне въезжающие в страну будет проходить «единую инспекцию».

Это означает, что один и тот же сотрудник иммиграционного управления будет производить паспортный контроль, таможенную и санитарную проверку. Раньше эти функции были разъединены. В случае, если въезжающий вызовет подозрения, он поступит на углубленную проверку к «инспектору второй линии». Работу проверяющих будет поддерживать мощное компьютерное оборудование, позволяющее получать «профиль» пассажиров авиарейсов.

По словам министра, такой порядок освободит сотрудников от рутинной работы ради целевых мероприятий в сфере безопасности.

Еще одно новшество - введение в строй единой системы оповещения и связи, сказал Том Ридж: «В рамках нового плана мы обеспечили все 50 штатов защищенной телефонной и видеосвязью. Кроме того, при губернаторах всех штатов созданы должности советников по безопасности, которые имеют доступ к массиву закрытой информации. Это повышает степень оперативного реагирования на потенциальную угрозу».

Том Ридж также сообщил о предстоящем найме на службу пяти тысяч воздушных приставов. «Такая мера радикальным образом улучшит наши возможности в деле обеспечения безопасности полетов, - сказал министр. - Присутствием на борту авиалайнеров вооруженных приставов вселит уверенность в пассажиров. При получении информации о готовящейся террористической атаке мы сможем быстро мобилизовать силы».

Последняя фраза неслучайна. Накануне второй годовщины терактов 11 сентября разведслужбы США и других стран получили сигналы о том, что оставшиеся ячейки «Аль-Кайды» готовятся к повторению захватов самолетов в Америке и за границей. В этой связи штаб-квартира службы воздушных приставов в Атлантик-Сити, на полпути между Вашингтоном и Нью-Йорком, перевела сотрудников на круглосуточное дежурство.

Воздушные приставы - профессия для Америки сравнительно новая, хотя в других странах они действуют давно. В частности, в Израиле вооруженные агенты сопровождают каждый рейс национальной компании «Эль-Аль», где не было зарегистрировано ни одной попытки воздушного пиратства.

Правда, необходимо учитывать, что «Эль-Аль» в день совершает несколько десятков рейсов, а в Америке коммерческие авиалинии выполняют в сутки 25 тысяч рейсов. Так что первой проблемой, вставшей перед службой воздушных приставов в Атлантик-Сити, учрежденной полтора года назад, была проблема кадров. Необходимо было находить, просеивать и готовить по 800 сотрудников в месяц.

К настоящему времени на счету приставов - несколько десятков арестов, произведенных на борту авиалайнеров. Ни один из них, подчеркивает начальник службы Томас Куинн, не имел отношения к терроризму.

По словам Куинна, стратегия действий приставов до сих пор неоднозначна. Понятно, что посадить по агенту на каждый из 25 тысяч рейсов в день невозможно. Значит, необходим отбор. По каким критериям? Это, естественно, составляет профессиональную тайну. Как следует держаться приставу в полете? Тут есть два варианта: он может либо обозначить свое присутствие, как это делает полицейский, чей вид - в форме и при оружии - производит сдерживающее действие, либо вести себя как скрытый агент. Что делать, если пассажиру в полете становится плохо, - оказывать первую помощь? А вдруг это уловка для выявления пристава?

На сегодняшний момент, говорит Томас Куинн, требования к приставу обозначают тремя «не»: он должен быть невидим, неслышим и неустрашим.

Подготовка воздушных приставов многогранна. Она включает не только тренировку на обезвреживание террористов и буянов. Сотрудникам читают лекции по этнографии, религии, культурологии и так далее. Для них это не теория. Когда пассажир экзотической наружности при подлете к аэропорту вдруг накидывает на голову одеяло и начинает бормотать, раскачиваясь из сторону в сторону, пристав должен знать, что человек совершает молитву по такому-то ритуалу.

Сейчас около четверти персонала воздушных приставов составляют женщины. Пять процентов сотрудников принадлежит к числу расовых меньшинств. Все они имеют набор «легенд» о себе для бесед со словоохотливыми соседями по полету. Эта ситуация имеет свои тонкости: до недавнего времени приставы летали в салоне первого класса, примыкающего к пилотской кабине. А публика в первом классе неординарная. Так что надо быть готовым поддержать беседу с президентом компании, знаменитостью или отпрысками богатых семей - и при этом не раскрыться.

...Одним словом, служба нелегка. Но недостатка в желающих стать воздушными приставами пока нет.

XS
SM
MD
LG