Линки доступности

Мир в Ираке: больше проблем, чем во время войны - 2003-08-01


Как многие и боялись, мир в Ираке принес больше проблем, чем война. Население Ирака до сих пор не имеет нормальных условий жизни: нет электроснабжения, телефонной связи, транспортного сообщения. Отсутствие безопасности одинаково волнует как иракское население, так и американские войска, на которые ежедневно устраивают нападения и потери которых в результате этих нападений постоянно растут. Однако таких бедствий как массовый голод или массовое бегство из Ирака, к счастью, не было.

На недавних слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям как демократы, так и республиканцы настойчиво выясняли у заместителя министра обороны Пола Вулфовица, как долго американцы будут оккупировать Ирак и во сколько обойдется эта оккупация. В настоящее время США тратят четыре миллиарда долларов в месяц на содержание в Ираке 150 тысяч военнослужащих.

Председатель комитета сенатор-республиканец Ричард Лугар заявил, что в результате бюрократической инерции, политической нерешительности и нереальных ожиданий Вашингтон не подготовился к послевоенной ситуации в Ираке.

Ричард Хаасс - президент общественной организации «Совет по международным отношениям», ранее возглавлявший отдел политического планирования в государственном департаменте, заметил на слушаниях, что обычно плохо готовятся к войне, но в данном случае плохо подготовились к миру.

Директор Института Ближнего Востока при Колумбийском Университете Гари Сик считает, что послевоенное планирование, которое осуществлялось Вашингтоном, было очень похоже на подготовку секретной операции. «Планирование, - заявил он, - осуществлялось вслепую, в спешке, в ожидании наихудших сценариев вроде использования иракцами химического оружия, геноцида, поджога нефтеразработок, массового голода и тому подобного. Ничего этого не произошло. Но могло произойти, и тогда план бы сработал. Однако были и другие вполне предсказуемые вещи - как, например, грабежи и акты насилия, творимые теми, кого война лишила власти. И эта возможность в планы не входила».

Гари Сик, как и многие другие, считает, что неоправданно большую роль в послевоенном планировании получил Пентагон. Речь идет в первую очередь об отделе особого планирования Пентагона, который был укомплектован так называемыми неоконсерваторами: «Этих людей подбирали по определенным идеологическим критериям, не обращая внимания на отсутствие доверия к ним со стороны госдепартамента и ЦРУ. Они опирались на свои собственные сведения и обладали прямой связью с очень важными людьми в американской администрации».

Брюс Джексон - президент общественной организации, занимающейся проблемами установления демократии, и решительный сторонник войны с Ираком - говорит, что нельзя отрицать провалы послевоенного планирования, но нужно учитывать и то, с чем планировщикам пришлось иметь дело: «Перед ними встали принципиально новые задачи, появившиеся после терактов 11 сентября. Нельзя винить солдат и гражданский персонал за их действия в совершенно незнакомой им ситуации. Они старались действовать наилучшим образом в войне с деспотией».

Тем не менее Джексон считает, что США не уделили надлежащего внимания послевоенному восстановлению Ирака. Но, как и другие политологи, он указывает, что послевоенное восстановление побежденной и разгромленной страны требует времени и терпения.

Ну, а что говорят по этому поводу сами иракцы? Недавний опрос, проведенный Национальным институтом демократии, выявил, что большинство иракцев, хотя и питает сильные антиамериканские и антиеврейские чувства, оптимистично оценивает свое будущее. Иракцев беспокоит разгул преступности, но они надеются, что скоро у них появится представительное правительство, которое установит правопорядок.

«В настоящий момент главными противоборствующими силами, как и следовало ожидать, являются шииты, сунниты и курды-сепаратисты. Пока никто из них не добился своего, - говорит один из старших сотрудников научно-исследовательской организации «РЭНД корпорейшн» Джеймс Доббинс, который был специальным американским посланником в странах, где происходило восстановление нормальных условий жизни. - И теперь главный вопрос заключается в том, сумеют ли Соединенные Штаты при поддержке определенных иракских институтов установить безопасность в стране».

Гари Сик тоже считает, что, если положение в Ираке станет безопасным и если американцы сумеют заручиться доверием рядовых иракцев, это откроет путь для политического прогресса. «Это большая ошибка - сформировать совет из представителей разных общин: суннитов, шиитов и курдов, рассчитывая, что общинные представители будут действовать согласованно, - заметил он. - Они очень разные. Есть шииты-коммунисты и есть сунниты-атеисты, а также есть члены общин, представляющие все цвета политического спектра. Главное - это политическая ориентация, а не общинная принадлежность».

Гари Сик подчеркнул, что внутриобщинная вражда столь же остра, как и межобщинная, например, между шиитами и суннитами. «Но как только появятся первые видимые признаки прогресса в восстановлении Ирака, - сказал он, - сами иракцы начнут требовать, чтобы им было предоставлено управление их страной».

XS
SM
MD
LG