Линки доступности

Что такое «Whiteness studies»? - 2003-07-12


В 1970-х годах во многих американских вузах создавались учебные программы «афро-американских исследований» (Afro-American studies), которые вскоре стали называться программами «черных исследований» (Black studies). Они были посвящены истории, культуре и жизни народов Африки. Вслед за этими программами появились и другие - «испаноязычные исследования» (Hispanic studies) и «гендерные исследования» (Gender studies).

В последнее время американские социологи в ряде университетов решили заняться и «белыми исследованиями» (Whiteness studies). Вызывающая острые споры программа уже введена в тридцати американских университетах, среди которых такие престижные, как Принстон и университет штата Калифорния в Лос-Анджелесе.

Заметим, что «белые исследования» вовсе не имеют в виду американских скинхедов, а, наоборот, стараются внушить представителям белой расы, которая так долго считалась эталоном, что они, сами того не понимая, незаслуженно пользуются своим превосходством.

Профессор Массачусетского университета Арлин Авакиан образно объясняет, что когда едешь на велосипеде и ветер дует в спину, то ветра не ощущаешь, ехать очень легко, но когда едешь против ветра, он становится заметным. Меньшинства в Америке, говорит она, едут против ветра. «Цель курса, - говорит она, - состоит в том, чтобы объяснить студентам, что принадлежность к белой расе - это система, созданная пусть и не всеми белыми, но определенно белыми, обладавшими властью. Они стремились поддерживать существование этой социальной системы, поскольку она для них исключительно выгодна. Они проповедовали идеологию свободы, но сохраняли рабовладение и проводили геноцид американских индейцев. В итоге возникало огромное противоречие. Идеология оправдывала куплю и продажу людей в демократической стране, которая считает себя христианской».

«Когда белые поймут, что им досталась незаслуженная власть и привилегии, - говорит профессор Авакиан, - они будут с большим пониманием относиться к призывам изменить систему».

Хотя студенты - представители меньшинств, учившиеся у профессора Авакиан, считают, что они почерпнули у нее много полезного, другие относятся к ее взглядами более сурово. Сотрудник консервативного Фонда «Наследие» Мэтью Сполдинг говорит, что внушение белым людям чувства исторической вины - это тонко завуалированная попытка очернить западную цивилизацию и культурные институты американского общества».

«В то время, как мы пытаемся ослабить расовую напряженность, подобные курсы лекций специально рассчитаны на то, чтобы подчеркнуть расовые различия и сделать их основополагающими и непреодолимыми. Это ложный путь, - считает Сполдинг. - Он коренным образом противоречит традициям борцов за гражданские права и традициям отцов-основателей. Если отвлечься от расового колорита этой теории, то она сильно напомнит «марксистские исследования». В самом деле, марксизм критикует общество, культуру, капитализм и власть закона с точки зрения пусть не расовых, но классовых различий».

Даже негритянка Кэрол Суэйн, профессор права и автор книги «Новый белый национализм в Америке», считает, что «белые исследования» противоречат призыву Мартина Лютера Кинга судить о людях не по цвету кожи, а, как он говорил, «по содержанию их характера». «В конце концов мы все американцы, нас объединяют общие цели и общие ценности», - говорит Кэрол Суэйн. По ее мнению, программы «белых исследований», которые преподаются левыми либералами, зацикленными на «привилегиях белых людей», могут подхватить другие преподаватели и обратить их против меньшинств.

Социальный критик Дэвид Хоровиц говорит, что в то время, как учебные программы типа «афро-американских исследований» пытаются внушить неграм гордость их африканским наследием, программы «белых исследований» обесценивают культуру большинства и вообще не внушают ничего положительного.

XS
SM
MD
LG