Линки доступности

Допросы с пристрастием на Капитолийском холме - 2003-06-28


Американские законодатели весьма ревниво относятся к своей конституционной прерогативе надзора за тем, как правительство расходует выделенные ему деньги и насколько эффективно осуществляются государственные программы. Одна из законодательных функций Конгресса как раз и состоит в осуществлении контроля за расходами федерального правительства. Множество комитетов и подкомитетов Сената и Палаты представителей зорко следят за тем, как тратятся деньги налогоплательщиков, не пропуская практически ни одной статьи расходов.

...Известная поговорка гласит: администрация предполагает, а Конгресс располагает. Но это лишь отчасти объясняет истоки зачастую весьма напряженных отношений между президентом и Конгрессом. Ибо законотворческая деятельность администрации очень часто вступает в конфликт с надзорными функциями законодателей.

Вызов в Конгресс для дачи показаний обычно сулит тяжелую нервотрёпку всем - от высших сановников администрации до государственных служащих среднего ранга. Это с горечью подтверждает Пол Редмонд - заместитель министра внутренней безопасности по вопросам информационного анализа. Недавно ему пришлось выдержать в Конгрессе унизительный допрос - один из самых пристрастных за многие годы.

На Редмонда возложена чрезвычайно трудная задача: создать информационно-аналитические ресурсы в новом министерстве, которое появилось всего несколько месяцев назад. Работа подвигается туго, да оно и понятно, ведь Редмонду приходиться начинать с нуля.

Однако члены Конгресса, вызвавшие его дать показания, отказались принять во внимание смягчающие обстоятельства и учинили ему свирепый разнос. Особенно ему досталось от конгрессмена Кристофера Шейса, заявившего: «С какой стати, господин Редмонд, я должен быть удовлетворен вашим бездействием и вилянием? Ведь вы не отвечаете ни на один из интересующих нас вопросов! Боюсь, что мы поторопились, утверждая вас в должности. Какой от вас прок?» На что Редмонд смог лишь пролепетать, что он «старается по мере сил и возможностей».

Конгрессмен Боб Этеридж решил подбодрить Редмонда. В своем выступлении он кратко суммировал смысл законодательного надзора за исполнительной властью: «У вас трудная работа, слов нет. Но она настолько важна, что провалы в ней недопустимы, ибо вы несете ответственность за судьбу каждого человека в нашей стране. И наше дело - помочь вам».

«Поймите, мы вам не враги, - объяснил конгрессмен Редмонду. - Мы станет вашими врагами только в том случае, если вы не представите нам информацию, которая позволит нам помочь вам. Иначе мы не сможем принимать верные решения, и американскому народу придется дорого за это заплатить».

Министерство внутренней безопасности - самое крупное государственное ведомство кабинетного уровня с ежегодным бюджетом свыше семидесяти миллиардов долларов. В силу этого законодатели уделяют ему особо пристальное внимание.

На других слушаниях Роберт Боннер - начальник таможенной службы и управления пограничной охраны, также входящих в систему министерства внутренней безопасности - получил выволочку от конгрессмена Эда Марки в связи с вопросом безопасности грузов, перевозимых пассажирскими авиалайнерами.

«Проходит ли физический досмотр весь багаж, который грузят на авиалайнер?» - вопросил конгрессмен. - «Пожалуй, что нет», - ответил Боннер. - «"Пожалуй, что нет!" - загромыхал Марки. - Да как у вас язык поворачивается сказать такое?! Интересно, каким образом вы собираетесь обнаружить... ну, скажем, ядерные материалы, если кто-нибудь возьмет и засунет их между коробками с компьютерами перед погрузкой на борт авиалайнера?»

Даже самые высокопоставленные сановники администрации тоже регулярно подвергаются допросу с пристрастием. Одному из них - министр юстиции Джону Эшкрофту - приходится особенно солоно, потому что законодатели постоянно критикуют его за нежелание отвечать на их вопросы.

Бывает, впрочем, что у допрашиваемого лопается терпение и он вступает в пререкания с допросчиками. Вот, например, какой разговор произошел между заместителем министра обороны Дагласом Файтом и конгрессменом Уильям Делахантом, потребовавшим, чтобы Файт рассказал о планах администрации Буша в отношении Ирака.

Файт: «Мы собирается в сотрудничестве с иракцами создать правительственные структуры Ирака, в частности, разработать конституцию и билль о правах». - Делахант: «Вы не отвечаете на мой вопрос». - Файт: «Вы можете сколько угодно сами отвечать на свои вопросы. Но если вы хотите, чтобы я отвечал на них, то дайте же мне сказать хоть слово!» - Делахант: «Я задал вам вопрос, и вопрос этот, позволю себе заметить, предполагает предельно простой ответ - да или нет». - Файт: «А мне вот не кажется, что на него можно ответить так однозначно».

До президентских выборов осталось менее полутора лет. За это время президент Буш попытается пробить в Конгрессе как можно больше элементов своей внутриполитической программы. Удастся ли ему это или нет - покажет время, но в одном можно не сомневаться: в вопросах со стороны законодателей недостатка не будет.

XS
SM
MD
LG