Линки доступности

Обзор печати от 27 июня 2003 г. - 2003-06-27


Завершение визита Владимира Путина в Великобританию. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент России Владимир Путин заявили, что их разногласия по Ираку остались позади и что они приложат новые усилия, чтобы сделать Британию крупнейшим иностранным инвестором в России, пишет в газете «Нью-Йорк таймс» Уоррен Хоуг, рассказывая о большой пресс-конференции, завершившей четырехдневный государственный визит Путина.

Во время предыдущего совместного выступления Путина и Блэра перед журналистами в Москве 29 апреля российский президент высмеял союзников, не сумевших найти оружие массового поражения в Иране, напоминает автор статьи. Путин тогда сказал, что Саддам Хусейн, вероятно, все еще прячется где-то в подземелье, сидя на сундуках с оружием массового поражения, готовый в любой момент его взорвать. Теперь тон Путина стал иным. Он сказал, что расхождения по Ираку остались в прошлом и что Россия всегда исходила из предположения, что у Саддама Хусейна есть оружие массового поражения, хотя это и не было известно наверняка. Путин добавил, что британские войска и их союзники в Ираке должны сделать все возможное, чтобы найти оружие массового поражения, так как оно не должно попасть в руки террористических организаций.

Перед пресс-конференцией, говорится в статье, Путин и Блэр присутствовали в Лондоне на российско-британской конференции по энергетике. Нефтяная корпорация «British Petroleum» дала окончательное согласие инвестировать в России 6 миллиардов 150 миллионов долларов, создав новую совместную нефтяную компанию. Таким образом, общая сумма английских инвестиций в российские нефтяные предприятия достигнет 17 миллиардов долларов. Обе страны также подписали соглашение, по которому Британия ассигнует 50 миллионов долларов на работы по демонтажу списанных советских ядерных подлодок и безопасному захоронению ядерного горючего, говорится в статье.

Российский экспорт вооружений. Положению российской военной промышленности посвящена статья Фреда Уэйра в газете «Крисчен сайенс монитор». В ней указывается, что экспорт оружия принес России в 2002 году пять миллиардов долларов. Россия вновь стала крупнейшим экспортером оружия и военного оборудования, поставляя его шестидесяти странам. На ее долю приходится 36% поставок вооружений на мировом рынке, а контракты, заключенные агентством «Рособоронэкспорт», превышают 13 миллиардов долларов.

Однако, по мнению автора статьи, несмотря на оптимизм руководителей оборонной промышленности России, картина выглядит далеко не такой благоприятной, как они пытаются изобразить. Фред Уэйр пишет о том, что в нормальных условиях основным заказчиком для оборонной промышленности являются собственные вооруженные силы. Так, в США экспорт оружия приносит только 15% процентов прибыли, все остальное идет на вооружение американских войск. В России же, пишет автор, армия почти ничего не заказывает, 70% производимого оружия идет на экспорт.

Однако российские оборонные предприятия неспособны предложить широкий спектр современного оружия, говорится в статье. Более 80% контрактов на поставки вооружения заключены только с двумя странами - Китаем и Индией, куда поставляются в основном самолеты Су-30. Но рынок этот близок к насыщению. Россия доминирует на африканских рынках, куда поставляет в основном устаревшее и хранящееся на складах с советских времен оружие - от автоматов Калашникова до истребителей МиГ. Советские запасы огромны, но и они скоро начнут иссякать.

Что касается перевооружения собственной армии, то на него в этом году отпущено три миллиарда долларов. Кремль обещает и дальше расширять заказы для военной промышленности. Но рассчитывать на это трудно, так как в России все еще не разработана военная реформа, указывает Фред Уэйр в газете «Крисчен сайенс монитор».

Палестинизация Чечни. В газете «Вашингтон пост» опубликован комментарий российской журналистки Маши Липман под названием «Палестинизация Чечни», в которой говорится о том, что чеченская война перешла в новую фазу. Чеченские боевики все чаще прибегают к нападениям террористов-самоубийц. Маша Липман пишет, что когда Владимир Путин начал вторую чеченскую войну, он верил в военное решение проблемы. Однако война приняла затяжной партизанский характер, российские войска деморализованы, широкие масштабы приобрела коррупция. Боевики могут легко преодолеть любые блок-посты за небольшие взятки.

Ни референдум, на котором большинство населения Чечни высказалось за то, чтобы остаться в составе России, ни принятый недавно закон об амнистии не дали желаемых результатов, пишет автор. Попытки вести переговоры с чеченскими представителями не афишируются из боязни антагонизировать военное руководство, которое рассматривает любые контакты с противной стороной как попытку отнять у военных победу.

«Российское правительство проводит лицемерную и циничную политику: под видом мирного процесса оно сохраняет статус-кво. Между тем в Чечне продолжает литься кровь, и положение остается взрывоопасным. Такая политика может привести к тому, что те небольшие шансы на мирное решение конфликта, которые существуют, могут быть упущены, и палестинизация станет тотальной», - заключает Маша Липман в газете «Вашингтон пост».

Обзор подготовил Семен Резник.

XS
SM
MD
LG