Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 51 - 2003-06-16


Записи звучащие в программе:

“Song for my father”. Хорас Силвер
“Doin' the Thing”. Хорас Силвер. Запись выступления квинтета Силвера в парижском зале “Olimpia” в октябре 1962 года.
Хорас Силвер - фортепьяно; Блю Митчелл - труба; Джуниор Кук - тенор-саксофон; Джин Тэйлор - бас; Рой Брукс - ударные
“Blues For Brother Blue”. Хорас Силвер

С того момента, когда - почти сорок лет назад - была написана композиция Хораса Силвера «Песня для моего отца», наверно не проходит и дня, чтобы кто-нибудь в джазовом мире не открыл для себя ставшую теперь уже классикой, одну из самых известных мелодий пианиста. Хотя в его послужном списке не меньше десятка композиций, достигших статуса «классики». Добавлю к этому, что он - один из немногих музыкантов, репертуар которых почти целиком состоит из собственных композиций.

Пианист, композитор, руководитель оркестра, новатора джаза, стоявший у истоков «хард бопа» - свою первую запись Хорас Силвер сделал на фирме «Блю ноут» в 1953 году в составе трио. Инициатором записи был Алфред Лайон - горячий проповедник джаза и основатель фирмы “Blue Note” (год ее рождения - тридцать восьмой).

Услышал он Силвера в небольшом нью-йоркском клубе “Paradise Bar and Grill”, на углу Сто десятой улицы и Восьмой авеню. Лайон видел в Силвере не только блистательного пианиста-новатора, но и «провидел» в нем перспективного руководителя состава. Он не ошибся: союз с «Блю ноут» оказался на редкость плодотворным: на этой фирме Силвер записал более сорока альбомов и как солист, и как руководитель группы. Секрет прочности этого союза - более четверти века - Силвер видит в том, что руководители фирмы ни в чем и никогда не ограничивали его свободы: «Давали быть самим собой, не мешали делать то, что я делаю (перифраз названия одной из его композиций - “Doin the Thing”)», - говорит музыкант.

Впрочем, отсчет своей удачи он ведет не с первой записи на “Blue Note”, хотя она немало способствовала росту известности Силвера, а от выступления с тенор-саксофонистом Стеном Гетцем, в клубе «Садаун» в Хартфорде.

Силвер, в ту пору живший в Хартфорде, выступал в этом клубе постоянно, и Гетц, под впечатлением от его игры, пригласил пианиста работать со своим квартетом, базировавшимся в Нью-Йорке. Здесь Силверу посчастливилось работать и с Лестером Янгом, и с Колманом Хоукинсом, и со многими другими музыкантами, ставшими легендами Джаза.

Но, возвращаясь к сотрудничеству с «Блю Ноут»… По инициативе Алфреда Лайна родился знаменитый квинтет “Jazz Messengers” «Посланники джаза», в который вошел Хорас Сивер. Название это впервые было использовано его руководителем Артом Блейки в сороковых годах. Позднее Блейки скажет: «Мы и впрямь хотели стать «посланниками» нового джаза, очистив его звучание от избитых идиом и клише, которыми наводнили его представители второго поколения би-бопа. Нам хотелось согреть джаз мелодиями госпел, внести в него горячее дыхание блюзов». Композиции, созданные в этот период, одна за другой становятся джазовыми стандартами, а сам Силвер - ведущей фигурой нового направления, получившего название «хард бопа».

Мелодию, посвященную ушедшему другу и соратнику Силвера, трубачу Блю Митчеллу, с которым Силвер проработал, по его словам, «семь счастливых лет», он назвал «Блюз для брата Блю».

«Мое главное желание, всегда, с тех пор как я стал сочинять музыку, было простым и неизменным, - признается Силвер, - Чтобы музыкантам, которым доведется играть мои мелодии, они доставляли удовольствие».

Как это ему - по его собственному свидетельству - удается, я расскажу в следующий раз.

XS
SM
MD
LG