Линки доступности

Южный Китай - источник пандемий - 2003-06-07


У атипичной пневмонии (SARS) есть по крайней мере одна черта, объединяющая ее с такими пандемиями, как «испанка», вспыхнувшая в 1918 году, или грипп, охвативший Россию в 1977 году: первые случаи этих заболеваний были зарегистрированы в одном и том же регионе мира - южном Китае.

Доктор Грэм Лейвер, сотрудник Университета Канберры (Австралия), всю свою карьеру посвятил отслеживанию источников возникновения вирусов. «В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, разразилась пандемия испанского гриппа чрезвычайно тяжелой формы, который унес жизни двадцати миллионов человек, - рассказывает он. - Следующая серьезная эпидемия - на этот раз азиатского гриппа, который тоже зародился в Китае - вспыхнула в 1957 году. За ней в 1968 году последовал гонконгский грипп и эпидемия гриппа в России в 1977 году, первые случаи которого тоже возникли в Китае».

Вирус атипичной пневмонии имеет форму сферы, на поверхности которой расположены крошечные стреловидные рецепторы. Он принадлежит не к семейству вируса гриппа, а к семейству коронавирусов, названных так за внешнее сходство с короной. Микробиолог университета Гонконга К. Ю. Юн считает, что, скорее всего, этот вирус был передан людям от животных.

Доктор Юн и его коллеги из Центра по профилактике заболеваний нашли свидетельства присутствия возбудителя атипичной пневмонии у в организме виверр - небольших млекопитающих, ближайшими родственниками которых являются мангусты, - и которых в китайской провинции Гуандун продают на продовольственных рынках. Если судить по генетической информации, считает д-р Юн, весьма вероятно, что этот вирус попал в организм человека от виверр.

Доктор Лейвер не удивлен тем, что животные явились вероятным источником возбудителя атипичной пневмонии, болезни, которой за семь месяцев в тридцати странах мира заразились более восьми тысяч человек. В 1972 году он был одним из тех, кому удалось получить неопровержимые доказательства происхождения эпидемии гонконгского гриппа 1968 года, которая возникла в результате того, что вирусу удалось преодолеть межвидовой барьер, разделяющий птиц и человека. До этого ученые полагались на теорию, согласно которой вирусы, вызывающие заболевания у людей, подвержены только внутривидовой мутации.

«Никто не знал, откуда взялись эти новые вирусы, - вспоминает д-р Лейвер. - В целом тогда считалось, что они возникли в результате мутации других вирусов. Однако проведенные нами лабораторные эксперименты совершенно ясно показали, что это не так и что новые вирусы имеют происхождение от возбудителей заболеваний животных или птиц. Теперь эта теория является общепринятой».

По словам доктора Лейвера, существует несколько теорий по поводу того, почему многие эпидемии первоначально возникают в Китае. Одна из них предполагает, что иммунная система большинства людей не вырабатывает антител, которые защитили бы их от вирусов, переносимых редкими дикими животными, употребляемыми в пищу в южном Китае. Наличие вируса в организме этих животных далеко не всегда дает симптомы заболевания, и поэтому люди употребляют мясо этих животных в пищу.

Более того, как указывает д-р Лейвер, одомашненные сельскохозяйственные животные тоже могут быть источником появления новых вирусов. Вирус H5N1, или вирус «птичьего» гриппа, впервые возникший у цыплят, привел к летальному исходу у шести из восемнадцати людей, заразившихся им в Гонконге в 1987 году.

Другие теории указывают, что причиной межвидовой передачи вируса от животных к людям является теснота и скученность в густонаселенных сельских районах южного Китая. Теплый влажный климат этого региона также способствует размножению микроорганизмов. По мнению д-ра Лейвера, причиной того, что родиной вирусов является Китай, может быть и сочетание факторов, создающее идеальные условия для передачи возбудителей болезни от животного к человеку.

Буквально через несколько дней после того, как выяснилось, что виверра является вероятным носителем вируса атипичной пневмонии, власти провинции Гуандун начали конфискацию виверр с местных рынков.

Однако, по мнению д-ра Юна, пытаться запрещать торговлю дикими животными вряд ли реалистично, так как невозможно за несколько месяцев преодолеть традицию, которой уже пять тысяч лет. Вместо этого он предлагает создать специальные условия содержания и ухода за дикими животными, а также провести им прививки против известных болезней. «Очень важно, - говорит он, - чтобы мы могли контролировать разведение, убой и продажу диких животных с тем, чтобы подобные эпидемии больше не повторялись».

Однако одними прививками против атипичной пневмонии таким диким животным, как виверры, не обойтись. Наиболее вероятно, считает д-р Юн, что этот вирус перекочевал от животного к человеку, однако он стал вызывать болезнь не сразу, а после мутации. Именно мутация позволила ему сначала приспособиться к условиям человеческого организма, а затем сделала возможной передачу заболевания от одного человека к другому.

XS
SM
MD
LG