Линки доступности

Россия и Чечня<BR>Мнение эксперта - 2003-05-08


В Институте перспективных русских исследований имени Джорджа Кеннана состоялась дискуссия на тему «Российско-Чеченские отношения».

С докладом на эту тему выступил Остин Джерсилд, профессор исторического факультета вирджинского университета «Олд доминион», автор многочисленных статей в научных журналах о России и Кавказском регионе. Недавно вышла его новая книга «Ориентализм и империя: горцы Северного Кавказа».

В ходе выступления профессор Джерсилд дал обстоятельную историческую справку о российско-чеченских отношениях, которые характеризуются покорением, изгнанием с родных мест и депортациями, включая две войны, развязанные Россией в Чечне за последние восемь лет. Эти войны известны уничтожением Грозного, беспорядочными бомбардировками городов и деревень, так называемыми «зачистками», исчезновением людей, изнасилованиями, пытками и казнями без суда и следствия. Судя по подробностям, приведенным профессором Джерсилдом, совершенно очевидно, что он подробно изучил историю этого региона и является экспертом по России, Северному Кавказу и российско-чеченским отношениям.

После выступления я обратился к докладчику с несколькими вопросами.

Люсьен Фикс:
В своем докладе вы говорили, что президент Путин и его правительство часто отмечают, что у России много общего с Соединенными Штатами и американским народом в борьбе с террором.

Остин Джерсилд:
Я попытался напомнить об этом. И действительно, мы много работали вместе в борьбе с «Аль-Кайдой» в Афганистане. Но это совсем другая тема. Когда мы говорим об истории российско-чеченских отношений, мы говорим о долгой истории насилия. В России всем известна история завоевания Кавказа в позапрошлом столетии. В советский период это была обычная тема. Даже сегодня в российских библиотеках можно найти массу книг советского и постсоветского периода о Кавказской войне. История отношений России с горцами в XIX веке была довольно сложной. Достаточно назвать имя Шамиля. История этих отношений продолжалась и в XX веке.

Л.Ф.:
Какие яркие эпизоды вы можете привести?

О.Д.:
Не для кого не секрет события 1943-44 годов, которые характеризовались ссылками и депортациями с Северного Кавказа огромного количества мусульманского населения - чеченцев, ингушей, кабардино-балкарцев, карачаевцев… Но после событий 11 сентября в американо-российских отношениях многое изменилось. Конечно, у нас теперь с Россией много общего. С другой стороны, война в Чечне это проблема России и было бы странным, чтобы американские войска принимали участие в этой войне.

Л.Ф.:
В своем выступлении вы сказали, что если принять за чистую монету заявления Путина, что история отношений России с горцами дело далекого прошлого, и что у России и Америки много общего в борьбе с терроризмом, это было бы игнорированием долгой истории политики России на Северном Кавказе, которую президент Путин хотел бы, чтобы все забыли, как в России, так и на западе, включая Америку. Что вы, ответственный ученый, специалист по Кавказу, можете сказать по этому поводу?

О.Д.:
Все знают, что такое терроризм. Это ужасная проблема. Не секрет, что в Чечне есть саудовские деньги и саудовские члены «Аль-Кайды», которые стремятся создать мусульманское государство. Об этом никто не спорит. Но мы говорим о политике России на Кавказе, которая уходит корнями в глубину столетий.

Л.Ф.:
В своем докладе вы сослались на профессора Корнельского университета Мэтью Эванджелиста, автора книги «Чеченская война: пойдет ли Россия по стопам Советского Союза», и других, которые утверждают, что российские действия в Чечне подтолкнули чеченцев к более тесному сотрудничеству с исламскими партиями и саудовским вахабизмом.

О.Д.:
Россия сделала огромную ошибку, развязав войну в Чечне в 94 году. Разрушение Грозного и зверства российских солдат можно считать продолжением старой войны на Северном Кавказе. Нельзя, однако, закрывать глаза и на действия чеченцев. Но их действия можно оправдать разрушением Грозного. У них свои традиции, в том числе кровная месть. В настоящее время чеченцы - обездоленный народ. Они не могут рассчитывать на помощь Запада и Америки. Их экономика полностью разрушена. Безработица составляет 85-90 процентов, так что ничего удивительного, если они склоняются на сторону тех, кто оказывает им помощь

Л.Ф.:
Что, по вашему мнению, может положить конец чеченской войне?

О.Д.:
Это хороший вопрос, на который у меня нет ответа. Спираль насилия взвивается все выше и выше. Я склонен полагать, что российские руководители и президент Путин хотят продолжения Кавказской войны, которая началась в прошлом веке. Они даже откровенно говорят об этом.

Л.Ф.:
Как вы думаете, почему Кремль хочет продолжать войну?

О.Д.:
Мне трудно сказать. Могу только предположить, что, увидев, что произошло после распада Советского Союза, они боятся, что Российскую Федерацию может постичь такая же участь.

XS
SM
MD
LG