Линки доступности

Белый Дом переносит акцент на борьбу с терроризмом - 2003-05-08


Ожидается, что, освободив Ирак от диктатуры Саддама Хусейна, администрация Буша вновь перенесет первостепенное внимание на борьбу с терроризмом - главной угрозой безопасности США. В предвидении этого правозащитные организации по всей стране мобилизуются для противодействия мерам администрации, направленным на ужесточение анти-террористических законов, По мнению поборников гражданских прав, эти законы дают властям слишком широкие полномочия по осуществлению контроля за собственными гражданами.

Недавно в небольшом калифорнийском городе Аркейта был принят первый в стране муниципальный закон, запрещающий добровольное подчинение «Закону о патриотизме», который был принят Конгрессом после террористических нападений 11 сентября. Член городского совета Аркейты Дэвид Мизерв поясняет, что новая законодательная мера запрещает муниципальным служащим оказывать содействие федеральным властям, действующим на основании Закона о патриотизме.«Я полагаю, что мы достаточно ясно выразили свою позицию, - сказал Дэвид Мизерв. - Мы считаем, что «Закон о патриотизме» и «Закон о внутренней безопасности», а также ряд президентских указов последних двух лет представляют собой вопиющие нарушения Конституции США. А мы, в качестве органа местной власти, обладаем правом и обязанностью защищать Конституцию. Потому что, в конечном счете, основной закон страны был задуман как общественный договор, предназначенный обеспечить защиту прав граждан и штатов.

«Закон о патриотизме», в спешном порядке одобренный Конгрессом по следам террористических нападений 11 сентября, наделяет правоохранительные органы расширенными полномочиями по наблюдению и задержанию лиц, подозреваемых в связях с террористами. Генеральный прокурор и министр юстиции США Джон Эшкрофт утверждает, что «Закон о патриотизме» сыграл исключительно важную роль в предотвращении десятков планировавшихся террористических актов после 11 сентября. «Мы арестовываем и содержим под стражей потенциальных террористов, - говорит Джон Эшкрофт. - Мы пресекаем финансовые потоки террористов, срываем их передвижения и наращиваем наш долгосрочный антитеррористический потенциал. В войне с терроризмом мы берем верх».

Однако правозащитные организации считают, что цена этой победы слишком высока. Тимоти Эдгар -- юрист из Американского Союза гражданских свобод - полагает, что «в целом у нас есть все основания опасаться ущемления гражданских прав. Посетители библиотек знают, что власти теперь могут без особого труда получить доступ к их библиотечным формулярам. Люди знают, что к ним в дом могут без всякого предупреждения нагрянуть с обыском. Они знают, что такое теперь возможно, и в силу этого становятся более осторожными в своих высказываниях и поступках. Такое постепенное наступление на гражданские права делает нашу страну менее свободной и менее демократичной».

Представители федеральных властей настаивают на том, что угроза терроризма в США реальна и что «Закон о патриотизме» -- это необходимый правовой инструмент для отслеживания лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями. Министр внутренней безопасности Том Ридж говорит, что уровень безопасности страны повысился благодаря отстранению от власти Саддама Хусейна, но угроза международного терроризма отнюдь не миновала. «Хотя мы разоружили диктатора и его сторонников, - говорит Том Ридж, - терроризм во всех его формах остается реальной повседневной угрозой как в нашей стране, так и во всем мире».

Представители администрации Буша утверждают, что в новые анти-террористические законы включены гарантии защиты гражданских прав и личной неприкосновенности граждан. Министр внутренней безопасности Ридж указывает, что в штате его ведомства предусмотрены специальные наблюдатели по обеспечению гражданских свобод, которым вменено в обязанность следить за тем, чтобы меры по укреплению безопасности США не подрывали конституционных прав граждан. «Америка должна знать, что надзор за соблюдением конституционных прав является неотъемлемой частью деятельности Министерства внутренней безопасности, - говорит Том Ридж. - Любые попытки посягнуть на эти права будут неукоснительно пресекаться».

Но несмотря на заверения министра внутренней безопасности, депутат городского совета Аркейты Дэвид Мизерв сообщает, что к нему обращаются из многих городов за советами, как противостоять «Закону о патриотизме». «После того, как я публично указал на опасность, - говорит Дэвид Мизерв, - ко мне стали поступать отклики из муниципалитетов со всех концов страны. Люди запрашивают информацию, интересуются нашим опытом, просят советов на тему о том, как им поступать».

Правозащитные организации выступают также против дальнейшего расширения «Закона о патриотизме», которое, как ожидается, правительство собирается испрашивать у Конгресса. В администрации еще не завершена подготовка проектов дополнительных антитеррористических законов, но правозащитные организации встревожены черновыми вариантами этих законодательных предложений, о которых стало известно ранее в этом году. Речь идет, в частности, о наделении правительства правом прослушивания телефонных разговоров и, в некоторых случаях, лишения подозрительных лиц гражданства.

XS
SM
MD
LG