Линки доступности

Памятник Сахарову в Санкт-Петербурге - 2003-05-05


В Санкт-Петербурге в понедельник был открыт памятник академику Андрею Сахарову. Комментируя это событие, вдова Сахарова Елена Боннэр сказала в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «Какая разница - в Москве или в Питере. Я уже говорила, что в сегодняшней России не нужно ставить памятник Сахарову». Но она отметила, что опротестовывать памятник не будет.

Скульптор Левон Лазарев рассказал, что впервые он сделал макет памятника академику Сахарову еще в годы существования Совета народных депутатов СССР. Полутораметровая фигура Сахарова экспонировалась на выставке, проходившей на философском факультете университета. По окончании выставки преподаватели и студенты филфака вынесли макет на небольшую площадь перед библиотекой Академии наук и сказали: «Вот здесь должен быть памятник Сахарову». Кстати, законодательное решение о том, что в городе на Неве должен быть памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову, было принято еще городским Советом народных депутатов в начале 90 годов. Однако для осуществления этого решения потребовалось более десяти лет. Правда, в мае 96 года мэр Петербурга Анатолий Собчак подписал указ о присвоении имени академика Сахарова той самой площади на перекрестке Биржевой и Менделеевской линий Васильевского острова.

Организационную работу взяла на себя инициативная группа во главе с Исааком Кушниром. Была собрана необходимая сумма денег для приобретения материалов, а работу над памятником Левон Лазарев выполнил бесплатно, сказав, что это - его подарок городу.

Хотя официальные власти Петербурга к установке памятника никакого отношения не имели, накануне 5 мая возникли некоторые опасения, что назначенная церемония не состоится. Вначале из Санкт-Петербургского государственного университета поступили сообщения о том, что памятник Сахарову, будучи установлен на площади его имени, помешает торжественной церемонии посвящения в студенты. Затем внести некоторые изменения в памятник потребовал главный художник города Иван Уралов. Но в конце концов все разногласия были улажены, и ровно в полдень, с выстрелом пушки Петропавловской крепости, торжественная церемония открытия памятника академику Сахарову началась.

Устроители решили обойтись без почти обязательного в подобных случаях разрезания ленточек и сдергивания материи, в которую заранее упаковывается монумент. Фигура, высотой в 3 метра 20 сантиметров изображает Андрея Дмитриевича в характерной для него позе сутулого человека с заведенными за спину руками и высоко поднятой головой. На гранитном постаменте высечено: «Академик А. Сахаров». Рассказывают, что снимок памятника был показан в Москве Елене Боннэр, и она, только взглянув на фотографию, сказала: «Да, это он».

Многие из тех, кто выступал в этот день на площади Сахарова, отмечали, что здесь установлен памятник великому сыну России, гениальному ученому, гуманисту, гражданину. Писатель Даниил Гранин сказал, что он никогда в жизни не встречал человека такой нравственной красоты, такого мужества, как Андрей Дмитриевич Сахаров. «Он и академик Лихачев остаются нравственными примерами для нас», - подчеркнул Даниил Гранин.

Депутат Государственной Думы Юлий Рыбаков сказал, что он боялся увидеть на церемонии «мародеров» - тех самых, которые, как пел Александр Галич в посвящении Борису Пастернаку «встали над гробом и несут почетный караул». Но здесь собрались представители научной и художественной общественности города, участники демократических общественно-политических организаций, коллеги Сахарова по работе в первом демократически избранном Совете народных депутатов СССР. «Нас впереди ждут большие испытания, - сказал Юлий Рыбаков, - и память об Андрее Дмитриевиче Сахарове будет помогать нам».

Еще один депутат Государственной Думы, Григорий Томчин отметил: «Очень хорошо, что власти не имеют к этому никакого отношения. Это памятник гражданину мира от граждан Петербурга - столицы российской интеллигенции».

Актер Олег Басилашвили подчеркнул: «Своим примером Андрей Дмитриевич пробуждал в нас чувства порядочности и совести, которые в нашей стране затаптывались десятилетиями. Он помог обрести нам чувство гражданственности».

Церемония открытия заняла немногим более получаса, затем ее участники давали интервью журналистам. А люди тем временем возлагали цветы к подножью монумента, и кто-то процитировал четверостишье Евгения Евтушенко:

«Мы слишком слиплись с низким и нечистым,
И, сложности решая грубо, в лоб,
Еще поплачем по идеалистам,
Которых мы вгоняем сами в гроб».

XS
SM
MD
LG