Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 47 - 2003-04-30


Записи, звучащие в программе:


“I Come From Jamaica”, Крис Пауэлл. Запись сделана 21 марта 1952 года.
Браун - труба; Вэнс Уилсон - тенор-, альт-саксофон; Дэк Уэллс - фортепьяно; Эдди Ламберт - гитара; Джеймс Джонсон - бас; Оси Джонсон - ударные; Крис Пауэлл - перкашен.
“Walkin”, Карпентер.
Клиффорд Браун - труба; Зигги Уайнс, Билли Руут - тенор-саксофон; Сэм Докери - фортепьяно; Эйс Тисон - бас; Эллис Толлин - ударные.
“Donna Lee”, Чарли Паркер. Запись сделана 25 июня 1956 года.
“Night In Tunisia”, Диззи Гиллеспи.

В программе сегодняшней встречи - записи, вошедшие в диск «Начало и конец»: в него включены первое сольное выступление трубача Клиффорда Брауна и его последнее.

Однажды, вспоминая впечатление, которое производила игра Брауна, кто-то из критиков заметил: «Невозможно вообразить что-то после этого. Всегда, с кем бы он ни играл, он играл так, словно это было последний раз в его жизни».

Слова эти с неизбежностью приходят на ум, когда слушаешь альбом, который я показываю вам сегодня.

«Мне доводилось слушать этого музыканта не раз и не два, и всякий раз меня изумляло то отчаянное вдохновение, с которым он извлекал мелодии из своего инструмента», - рассказывает Брюс Лэндуолл, вице-президент знаменитой фирмы «Коламбия рекордс», выпустившей диск «Начало и конец» в серии «Джазовые шедевры»

Вошедшие в альбом композиции впервые увидели свет в 73 году и позднее были перезаписаны в цифровой обработке. Надо сказать, что когда в 73 году были обнаружены пленки с записями Брауна, это произвело настоящую сенсацию в джазовом мире: с момента его смерти прошло почти двадцать лет, и находка, оказавшаяся в руках «Коламбии», была воистину бесценна.

Сразу же после первого прослушивания стало очевидно, что работа по восстановлению пленки предстоит огромная. Но было очевидно и другое: речь идет о записях музыканта, которому принадлежит совершенно особое место среди мастеров американской музыки.

Сам Браун рассказывал, что однажды Паркер, услышав его игру, отвел его в сторону и прошептал: «Я не могу поверить своим ушам. Я понимаю, все, что ты говоришь. Но я совершенно не понимаю, как ты это делаешь». Брауну в ту пор было всего двадцать два года. Но одним восхищением, выраженным в весьма своеобразной форме, дело не ограничилось

Когда стало известно, что Арт Блейки приезжает в Филадельфию, родной город Брауна, Паркер сказал ему: «Узнай, на месте ли Брауни (так называли Клиффорда Брауна). Если да - не бери с собой трубача». Блейки Паркера послушался, и вскоре молва о гениальном трубаче сделала свое дело.

Макса Роча, с именем которого в эти годы неразрывно было связано имя Клиффорда Брауна, в тот вечер, когда была сделана запись - а сделана она была во время джем сешен в Филадельфии - Макса Роча с Брауном не было. Клиффорд принимал участие в джемминге в качестве «приглашенной знаменитости». Проходил он в магазине “Music city”, одним из совладельцев которого был ударник Эллис Толлин. В этот вечер среди гостей были такие известные джазмены как Бадд Пауэлл, Арт Блэйки, Бадди Рич. Клиффорд выступал в “Music city” не впервые, но прием, который ему оказали на этот раз, превзошел, по свидетельству очевидцев, все, что было в прошлом. Разумеется, никто не мог представить, что слышит Брауни в последний раз.

Известие о том, что на следующий день ранним утром 26 июня 1956 года Клиффорд Браун и ехавшие с ним в автомобиле Риччи Пауэлл и его жена Нэнси погибли в автомобильной катастрофе, потрясла музыкальный мир. Особенно тяжело переживал потерю Клиффорда Брауна Гиллеспи, который видел в нем своего музыкального наследника. По счастью, за свою недолгую жизнь, Браун сумел сделать достаточно, чтобы музыка его не только выжила, но и открыла для него двери в бессмертие.

«Какое счастье, - пишет в предисловии к диску критик Дан Моргенстерн, - что не только первое, но и последнее выступление осталось с нами, и мы знаем, какие высокие мгновения творческого взлета это выступление ему подарило».

XS
SM
MD
LG