Мутанты тоже люди
Нужно отдать должное режиссеру Брайану Сингеру и авторам сценария Майклу Догерти и Дэну Хэррису: их фильм «Люди Х-2» (Х-Men 2) - не просто легкое весенне-летнее развлечение, но и попытка поставить важные вопросы о терпимости в наши далеко не терпимые времена.
Для краткости будем, как и студия «Двадцатый век Фокс», ее выпустившая, называть картину Х2. В наш век хронического недостатка внимания у зрителей очень многие фильмы обозначают «иероглифами» вроде MI-2 (Mission Impossible-2), T3 (Terminator-3) и тому подобное.
Первый фильм из серии Х неожиданно оказался исключительно успешным в прокате, так что появление продолжения было предопределено.
Итак, главные герои картины - снова мутанты, или «Люди-Х». Они - следующее звено в эволюционной цепи человечества. Каждый из них родился с уникальной генетической мутацией, которая проявляется в экстраординарных способностях этих молодых людей.
Под руководством самого могучего в мире телепата профессора Чарльза Ксавиера в исполнении актера Патрика Стюарта (по-английски его фамилия, естественно, начинается на икс самые одаренные молодые мутанты научились использовать свои суперспособности на благо людей. Но им нередко приходится сражаться, чтобы защитить мир, который им не доверяет и боится их.
Многие люди, в том числе родные и близкие мутантов, не могут принять их. А нечистые совестью правительственные бюрократы и завистливые ученые делают все возможное, чтобы поддерживать в обществе страх перед инакостью.
Главный злодей фильма Уильям Страйкер (его фамилия явно навеяна нацистским военным преступником Штрайхером) сочетает в себе бюрократа с ученым-маньяком, производящим опыты над людьми в глубоких недрах гидротехнической дамбы.
Страйкер, которого блестяще играет британский актер Брайан Кокс (недавно получивший «Золотой Глобус» за исполнение роли реального нацистского монстра Германа Геринга), пользуясь страхами общества перед неизведанным, затевает полное уничтожение не только мутантов, но и всех людей с нормальными хромосомами. Для этого он вводит в заблуждение самого президента Соединенных Штатов, готового поначалу одобрить отлов мутантов.
Здесь авторы явно отходят от в общем-то правильной философии о необходимости всеобщей терпимости к людям, которые отличаются от основного населения, и опасно приближаются к прямым параллелям с современной реальностью. Они довольно прозрачно намекают на то, что происходящее в фильме сходно с некоторыми сторонами борьбы с терроризмом в США, когда к некоторым меньшинствам относятся с особой подозрительностью.
Но поскольку картина в первую очередь обращается к детской и молодежной аудитории, то будем надеяться, что юные зрители увидят и услышат простой призыв к терпимости, а не политическое заявление. В конце концов картина снята по мотивам популярного комикса, и всякий отход от одномерности можно только приветствовать.
Режиссеру Сингеру удалось с помощью талантливых молодых актеров, среди которых лауреат «Оскара» Анна Пакин и восходящая звезда из Австралии Хью Джекмен, создать полноценные и объемные образы мутантов. Они, как и другие молодые мутанты, достаточно интересны как люди, чтобы им сочувствовать и с напряжением наблюдать не только за погонями и драками, но и за моральными переживаниями героев, страдающих от подозрительности окружающих.
Картина вполне оправдывает свой большой бюджет, предоставляя зрителю отменное изобразительное решение (оператор Ньютон Томас Сигел), острый монтаж и убедительные специальные эффекты.
В фильме также есть элементы юмора, которые позволяют оттенить всю нереальность происходящего для более изощренного зрителя. Эта сторона представлена трагикомическим персонажем-мутантом Куртом Вагнером, которого талантливый британец Алан Камминг наделяет псевдонемецким акцентом, перенесенным им с бродвейской сцены, где Камминг играл в антинацистском мюзикле «Кабаре».
Х2, как говорят, «обречен на успех», и поскольку несколько дидактичный финал фильма не заканчивает истории мутантов, то ждите Х3.