Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 46 - 2003-04-17


Записи, звучащие в программе:

“It Don't Mean a thing If It Ain't Got That Swing”. Эллингтон
“Just in Time”. Б. Комден, А. Грин.
“Malibu”. Бенни Картер
”Nuages”. Джанго Рейнхарт
Харри «Суитс» Эдисон - труба; Сидар Ултон - фортепьяно; Манделл Лоув - гитара; Рой Браун - бас; Джефф Хамилтон - ударные

«Не свингуешь - не кайфуешь» - уж кто-кто, а Бенни Картер знает толк в этой истине, запечатленной в названии знаменитого стандарта Эллингтона, как никто другой. Не зря сам Эллингтон сказал о нем: «Лично для меня представляется весьма затруднительным определить масштаб сделанного Картером: вклад этого экстраординарного музыканта в популярную музыку воистину огромен».

В альбом «Картер и гиганты джаза», в который включена эллингтонская классика, вошла живая запись выступления альт-саксофониста Бенни Картера в Токио в 1977 году.

С кем только из «гигантов» он не играл за свою долгую жизнь! Сидней Бешет, Джеймс Пи Джонсон, Луис Армстронг, Колман Хокинс, Дюк Эллингтон, Фэтс Уоллер, Ерл Хайнс, Каунт Бэйси, Арт Тэйтум, Лестер Янг, Рой Элдридж, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис, Макс Роч - и это далеко не полный перечень тех, с кем он играл. Одни из этих гигантов были старше его, другие - ровесниками, третьи – моложе. У одних он учился, других учил, тех и других – вдохновлял. Вся история джаза, все музыкальные стили и направления прошли через его творческую жизнь.

Самое поразительное, что время, прожитое им в джазе – впрочем, мне не хочется упоминать прошедшее время, оно совсем ему не к лицу - это время не умалило ни одного из его исполнительских качеств. Когда слышишь как он «расправляется» со стандартами, без которых невозможно вообразить современный джаз, или «распоряжается» ими, понимаешь не только, какое бессчетное количество раз они им играны, но и то, что многие из них рождались на его глазах (или правильнее сказать: на его слуху) и становились стандартами не без его помощи.

«Нью-йоркские ночи». Так называется диск, записанный Картером в «Иридиуме», клубе на Шестьдесят третьей улице на Вэстсайде, через дорогу от Линкольн центра. Когда-то этот район назывался San Juan Hill или «Jungles». Здесь, в доме под номером 246 Картер вырос. Запись была сделана накануне девяностолетия музыканта.

Высочайший уровень исполнительского искусства Картера (напомню: помимо альт-саксофона и трубы он владеет фортепьяно и кларнетом), равно как и его поразительные аранжировки, отодвигают зачастую на второй план его композиторские заслуги. А между тем он подарил джазу множество мелодий, которые вошли в репертуар таких прославленных исполнителей, как Сара Воон и Тони Беннет, Майлс Дэвис и Вик Дамон. Не говоря уже о том, что он был первым черным композитором, для которого открыл свои двери Голливуд.

«Его композиции поразительно выстроены, - говорит гитарист Ховард Аллен, - они интеллигентны, элегантны и являются ярким свидетельством гармоничности всего его существа, его человеческой сути».

«В своем сочинительстве я всего лишь следую за своей интуицией, - признается Картер. - Я никогда не обременяю себя сомнениями относительно того, как это получилось. Порой идеи приходят ко мне, когда я уже отправился в постель. Моя заслуга в том, что я никогда не ленюсь встать и записать их, - шутит музыкант. - Иногда мелодии рождаются, когда я просто бренчу на фортепьяно. Словом, я не знаю, как это происходит. Я бы сказал, «случается» - и все тут».

Многие из этих случившихся мелодий не только прочно вошли в репертуар джазовых исполнителей, но и принесли их создателю почетные награды и премии. Одна из них - премия «Грэмми» за сюиту «Гарлемский ренессанс». Кстати, «Грэмми» Картер удостаивался и как исполнитель: за лучшее джазовое инструментальное соло в «Прелюдии к поцелую», вошедшей в диск «Элегия в голубом».

«Я всегда предпочитал быть легендой, а не стать мифом», - обронил как-то Картер в связи с выходом очередного диска записей со знаменитыми джазовыми вокалистами. Ему перевалило за девяносто, но он продолжает жить и работать так, словно за плечами и нет всех этих десятилетий, встреч с великими музыкантами, работы с ними и для них.

Исполнение композиция «Облака» Картер посвятил джазовому гитаристу Джанго Рэйнхарту, с группой которого «The Quintette of the Рot Сlub of France» Картер работал в Париже с 35 по 38 год.

XS
SM
MD
LG