Линки доступности

Секретные операции - 2003-04-10


Аналитики нынешней иракской кампании, разбирая успехи и просчеты воюющих сторон, неизменно задаются вопросом: почему регулярная иракская армия, считавшаяся самой боеспособной в арабском мире, практически не участвовала в боях? Ответ на этот вопрос предлагает в газете «Нью-Йорк пост» отставной сотрудник военной разведки и признанный авторитет в вопросах стратегии подполковник Ральф Питерс.

«Война против Саддама началась задолго до того, как на Багдад упали первые бомбы точного наведения, - пишет Питерс. - Предшествовавшие операции велись месяцами и годами, кропотливо и осторожно. Какие-то акции были скрытыми, и мы узнаем о них постфактум. Какие-то - засекреченными, и мы не узнаем о них никогда».

Вспомним: кампания началась мощным броском союзных сил с юга. Через несколько дней тонкая линия коммуникаций растянулась на пятьсот километров. К западу от нее, в пустыне, обращенной к Саудовской Аравии, практически не было иракских войск, и левому флангу ничто не угрожало. Зато на востоке, вдоль границы с Ираном, были дислоцированы несколько дивизий саддамовской армии, по численности в несколько раз превосходившие американо-английские подразделения. Некоторые иракские части пытались оказать сопротивление и были разбиты с воздуха. Но основные силы и средства этой мощной группировки (она была прекрасно оснащена на случай войны с Ираном) не были задействованы. Что позволило союзникам развить невиданную скорость наступления на Багдад с крайне малыми потерями?

«Заслуга в этом по праву принадлежит американским спецслужбам, - продолжает подполковник Питерс. - Действуя через иракских посредников, они сумели наладить контакты с командирами некоторых саддамовских дивизий. В результате была достигнута договоренность, что офицеры не будут публично сдаваться (с белыми флагами и так далее), но и не будут торопиться с выполнением приказов из Багдада. Было решено, что оптимальным предлогом станет «нарушение связи» - и тут американцы не подвели: средства электронного глушения работали вовсю».

Войска Саддама убедительно имитировали потерю управления. Иракская армия не перешла на сторону союзников, как предрекали некоторые оптимисты, но и не препятствовала их продвижению. Некоторые командиры тянули время, чтобы посмотреть, чем обернется операция. Такая тактика уберегала семьи генералов и офицеров от мести подручных диктатора. Одновременно она помогла сохранить порядок и армейские кадры. Цель - нейтрализация сил обороняющегося противника - была достигнута. А военные, заключившие компромисс с американской агентурой, по всей видимости, составят костяк вооруженных сил демократического Ирака.

«Едва ли не главные опасения в этой кампании были связаны с применением химического оружия, - пишет автор. - В том, что этого не произошло, большая роль также принадлежит спецслужбам. Комбинация психологического давления, угроз и вознаграждения в сочетании с яростными атаками авиации на пусковые установки, до сих пор держат химические средства вне игры. Журналисты на брифингах недоумевают - почему не найдены склады такого оружия. Им могли бы сказать, что места размещения этих запасов известны, но указывать их на этой стадии неразумно».

Подводя итог, Ральф Питерс отмечает: свержение саддамовского режима будет значиться в истории, как одно из самых славных свершений американской разведки.

XS
SM
MD
LG