Линки доступности

Карательные отряды Саддама - 2003-03-31


Агентурные данные, перехват иракских коммуникаций, допросы пленных, перебежчиков и гражданских лиц позволяют союзным разведслужбам ответить на вопрос: почему в ходе нынешних военных действий, в отличие от операции «Буря в пустыне» 12 лет назад, силы коалиции встречают такое упорное сопротивление.

«Мы давно хотели бежать, но на прошлой неделе карательный патруль расстрелял два десятка наших солдат, которые хотели двинуть домой, на юг. После этого мы решили ждать удобного случая и бежать через фронт, на север».

Так звучал рассказ иракского солдата, сдавшегося курдским подразделениям к северу от Мосула. Его историю можно считать типичной. С кем бы ни разговаривали корреспонденты, внедренные в боевые порядки союзных сил в Ираке - будь то военнопленные или беженцы, вырвавшиеся из Басры, в рассказах непременно возникали названия формирований, не входящих в состав регулярной армии Ирака, Республиканской гвардии и даже Особой республиканской гвардии.

«В нынешней кампании Саддам не надеется на своих солдат, офицеров и даже генералов. Он рассчитывает только на страх, - говорится в докладе союзной разведки по итогам первой недели войны. - Вооруженные активисты партии Баас стоят за спиной военных, расправляются с населением и совершают диверсии. В дальнейшем эта деятельность может только расширяться».

Как стало известно, незадолго до перехода союзниками границ Ирака Саддам Хуссейн разделил территорию страны на четыре округа. Во главе каждого он поставил своего приближенного, замаранного в преступлениях режима до такой степени, что сдача в плен не сулит ему ничего хорошего. Багдадским округом командует младший сын Саддама - Кусэй. Южным округом с центром в Басре командует Али Хасан Маджид, известный в Ираке как «Али-Химик». Свое прозвище он заслужил газовой атакой на курдских крестьян в восьмидесятых годах, отравив несколько тысяч человек.

Начальникам округов, в отсутствие приказов багдадского диктатора, предоставлена вся полнота власти. Их единственная задача - не допустить прекращения военных действий.

В качестве примера в отчете союзной разведки приводится ситуация в Басре. Силы коалиции рассчитывали, что шииты, составляющие подавляющее большинство на юге Ирака и немало настрадавшиеся от Саддама, поднимут восстание при подходе американо-британских войск к городу. Но во вторник на минувшей неделе шейха крупного шиитского клана Рахима аль-Базуна доставили к «Али-Химику», который предупредил его, что тот будет расстрелян, если соплеменники шейха перейдут на сторону «крестоносцев». На следующий день в Басре была предпринята попытка антисаддамовского восстания. Шейх Рахим был расстрелян. Одновременно с ним были расстреляны десять бойцов заградительного отряда, не сумевшие предотвратить сдачу иракских солдат в плен.

Каратели Саддама сведены в несколько формирований. Солдат стерегут заградительные отряды партии Баас, состоящие из местных активистов. Их, в свою очередь, стерегут карательные патрули, тоже из баасистов, но подобранных из суннитов, как правило - жителей других мест. Это сделано для того, чтобы у карателей не дрогнула рука, когда доведется расправляться со своими. Именно так произошло в четверг на прошлой неделе, когда патрули открыли минометный и пулеметный огонь по жителям Басры, пытавшимся пройти к союзникам за водой и провизией.

Но и карательный патрули - не последний заслон. За ними стоят «федаины Саддама» - в буквальном переводе «готовые пожертвовать собой ради Саддама». Пока, правда, они приносят в жертву других.

Федаины, их примерно 25 тысяч - молодые люди «из отбросов общества», по характеристике авторов отчета. Как правило, почти у всех из них за плечами - уголовное прошлое. Путевку в федаины им дали готовность убивать и безусловная преданность Саддаму, который не только освободил их от ответственности за преступные деяния, но превратил в элиту. Федаины подчинены старшему сыну президента Удэю, умудрившемуся снискать славу головореза даже на фоне остальных палачей режима.

«В боевом отношении карательная пирамида Саддама не представляет серьезной военной силы», - говорится в отчете разведки союзников. Если судить по ситуации в двух населенных пунктах возле Басры - Аль-Зубайре и Румале - бегство федаинов и партийного начальства Баас приводило к прекращению сопротивления армейских частей. Однако до тех пор, пока за спиной иракских солдат будут стоять патентованные убийцы, военнослужащие регулярной армии будут опасаться сдачи в плен. Они знают, что репрессии не минуют ни их самих, ни их семьи.

XS
SM
MD
LG