Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 45 - 2003-03-26


Записи, звучащие в программе:

“The Romр”. Бенни Картер. Из диска “In The Mood For Swing”
Бенни Картер - альт-саксофон; Роланд Ханна - фортепьяно; Джордж Браз - бас; Ховард Алден - гитара; Луи Бэлсон – ударные
“The Little Things That Mean So Much”. Айрин Уилсон
Бенни Картер - альт-саксофон; Док Читам - труба; Крис Нэвилл - фортепьяно; Крисчен Макбрайд - бас; Люис Нэш - ударные
“You Only You”. Бенни Картер.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию записи музыканта, которого сам Дюк Эллингтон называл не иначе как «королем», утверждая, что нет такой меры, которая соответствовала бы его заслугам перед современной музыкой. «Лучший способ понять, что, собственно, джаз такое во всем объеме - это слушать альт-саксофон Бенни Картера». Эти слова принадлежат Майлсу Дэвису. И мы с вами незамедлительно воспользуемся его советом.

Альбом «В настроении свинговать» записан когда Картеру было всего-навсего восемьдесят (Картер родился в Нью-Йорке в 1907 году). За прошедшие с тех пор пятнадцать лет он не только не утратил вкуса к свингу, но и сохранил за собой титул «Короля», который дал ему легендарный тенор-саксофонист Бен Уэбстер. Было это в начале тридцатых годов. К тому времени за плечами у Картера было, по меньшей мере, восемь лет профессиональной карьеры. С двадцать третьего по двадцать восьмой год он играл с оркестрами Джуна Кларка и Ерла Хайнса, но по-настоящему он обратил на себя внимание в тридцать первом, когда начал работать в оркестре Хетчера Хендерсона.

А уже в тридцать втором Картер решил организовать свой собственный оркестр. Когда его спросили, почему ему пришла в голову эта идея, он, со свойственным ему чувством юмора, отвечал: «Мне хочется отведать сладкий вкус неудачи».

Но музыканты, которых он привлек в свой оркестр, были верной гарантией того, что провал ему не грозил. Среди них были и Бен Уэбстер, и давнишний друг Картера, удивительный трубач Док Читам. Именно он вдохновил его в сделанных с оркестром записях вернуться к трубе. Многие специалисты утверждают, что отдать предпочтение какой-либо одной ипостаси Картера просто невозможно.

В записи песни Айрин Уилсон «Маленькие, но важные вещи», вошедшей в диск «Легенды» приняли участие и Док Читам, и Бенни Картер. Запись сделана в Нью-Йорке в июне 1992 года.

И коль скоро я упомянула Ною Йорк: здесь родилась одна из легенд, связанных еще с одним даром «Короля». В Нью-Йорке Картер задавал потрясающие пиры для своих приятелей музыкантов, Главным «гвоздем» этих пирушек было латиноамериканское блюдо «чили», которое готовил он сам. Согласно показаниям свидетелей, лучшего «чили» нельзя было отыскать на всем Восточном побережье. Переехав из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, Картер продолжал изумлять приятелей своим кулинарным искусством. Однако все попытки узнать секрет его «чили» ни к чему не приводили. На все расспросы он неизменно отвечает: «Я готовлю его на слух».

Это ли не кредо истинного джазмена? Который, замечу я, в совершенстве владеет не только трубой и альт-саксофоном, но и фортепьяно, и кларнетом, не говоря уже о том, что он - блистательный аранжировщик и автор многих джазовых стандартов. Одной из его композиций “You Only You” - типичным джазовым вальсом, идиомой, которую именно Бенни Картер ввел в обиход джазовых музыкантов в 1936 году, мы закончим сегодняшнюю встречу, с тем чтобы продолжить рассказ о Бенни Картере «Короле» в следующий раз.

XS
SM
MD
LG