Линки доступности

«Воинственный ислам добрался до Америки» Дэниела Пайпса - 2003-03-19


Дэниел Пайпс (не путать с Ричардом Пайпсом, специалистом по русской истории) - видный американский ученый, специалист по Ближнему Востоку, активно выступающий в средствах массовой информации. Джудит Миллер - журналист в штате «Нью-Йорк Таймс», соавтор нашумевшей книги «Микробы: биологическое оружие и тайная война Америки». Недавно вышедшая книга Пайпса называется «Воинственный ислам добрался до Америки». Книга вызвала разнообразные отклики, но особенно дельной мне кажется рецензия Джудит Миллер.

Многолетние горячие споры в среде ученых-экспертов и советников по безопасности о том, представляет ли воинственный ислам опасность для Америки, должны были закончиться 11 сентября 2001 года. Президент Буш предупредил страны и организации, что они либо с нами, либо против нас во всемирной борьбе против международного терроризма. Внутри Соединенных Штатов слова Буша обеспокоили многочисленные исламские группы, которые всегда выступали против принципов американской демократии и занимались сбором средств в поддержку исламских экстремистов в других странах. Особенно беспокоиться, пишет Джудит Миллер, им не следовало. Американская администрация в своих заявлениях прибегала к нарочито расплывчатой терминологии. Говорилось не об агрессивном мусульманстве, а о неких «злодеях», «паразитах» и «тех, чьи действия вызваны ненавистью».

Именно эта расплывчатость - предмет критики в книге Дэниела Пайпса. Нужно назвать опасного врага по имени, говорит Пайпс. Это - исламизм, и в особенности исламизм в США. Поскольку нескрываемая цель всех исламистов одна - установить авторитарные, антизападные теократии, то все равно, какими методами, мирными или насильственными, они действуют. Даже если они используют строго демократическую процедуру выборов, придя к власти, они отвергают демократию, ограничивают или полностью уничтожают свободу мысли и вероисповедания, лишают женщин большинства гражданских прав, угрожают Соединенным Штатам и Западу в целом.

Али Белхадж, руководитель Исламского Фронта Национального Спасения, накануне своей победы на демократических выборах в Алжире в 1992 году открыто говорил: «После того, как мы придем к власти, выборы больше не будут нужны, поскольку править будет Всевышний Господь». Эта откровенность и напугала достаточно влиятельный и образованный алжирский средний класс настолько, что он позволил армии отменить результаты выборов и установить в стране военный режим.

Пайпс проводит различие между мусульманством, религией более миллиарда жителей Земли, и исламизмом, тоталитарной идеологией. Он не верит в «столкновение цивилизаций». Он не согласен также со многими экспертами, в том числе и с Джудит Миллер, что исламизм достиг своего пика в движении Усамы бин Ладена и теперь пошел на спад. Напротив, считает Пайпс, исламизм только еще набирает силу.

Дэниел Пайпс подчеркивает сходство в структуре и методах между исламистскими группами и тоталитаристскими партиями в недавнем прошлом - коммунистами и фашистами. Соответственно он считает, что в борьбе с исламизмом Америка должна использовать стратегию, доказавшую свою успешность в период «холодной войны». Среди прочего, считает он, нельзя быть слишком разборчивым в выборе союзников. Иным из этих союзников действительно следует решить, с нами они или против нас. Саудовская Аравия, по данным Пайпса, была одним из главных источников финансовой поддержки исламизма в мире, отчасти из идеологической солидарности, отчасти от страха: исламисты ведь нередко убивают своих критиков среди мусульман.

Специальное эссе в своей книге Пайпс посвящает разоблачению либерального мифа о том, что корневая причина исламизма - бедность мусульманских масс. Рассадником тоталитарной, теократической идеологии была та же зажиточная Саудовская Аравия, а подавляющее большинство террористов и практически все исламистское руководство - выходцы из среднего класса, а то и отпрыски очень богатых семей.

Другим мифом Дэниел Пайпс считает популярное мнение, что причина исламизма - в ущемлении прав палестинцев Израилем. Даже если бы палестинская проблема была чудесным образом завтра решена, это бы не уменьшило накала антисемитизма и антизападных чувств среди исламистов, ибо ненависть к евреям и к Западу суть часть их идеологической доктрины. Подтверждение этому - в недавнем прошлом. Мирные соглашения в Осло в 1993 году впервые создали практические условия для создания независимого палестинского государства. И хотя все умеренные арабы их приветствовали, исламистские организации, такие, как ХАМАС, «Хезболлах», «Исламский джихад», восприняли Осло как катастрофу и сосредоточили свои усилия на срыве мирного процесса. В чем и преуспели.

Как ни призывает Дэниел Пайпс к тому, чтобы не смешивали исламизм и мусульманство, он, по мнению Джудит Миллер, обходит стороной самый тревожный вопрос: не является ли исламизм неизбежным порождением ислама, мусульманской религии? К сожалению, приходится констатировать, что пока еще ни одна мусульманская страна в мире не обеспечила своим гражданам настоящий законопорядок, гражданские права и возможности свободного экономического развития. Ближе всего подошли к этим целям Турция и Малайзия. Но эти два исключения только подтверждают общее правило, ибо и в Турции, и в Малайзии гражданское общество поддерживается армейскими штыками и полицейскими дубинками.

XS
SM
MD
LG